Наука и искусство часто воспринимаются как отдельные миры. Эта идея неверна; они должны пересекаться и находить точки соприкосновения интересов.
На протяжении всей истории искусства самым известным и тесно связанным с наукой трудом, который впервые приходит на ум, является "Урок анатомии доктора Тульпа" Рембрандта в 1632 году. Картина, как следует из названия, изображает урок анатомии мышц рук трупов. Научное открытие здесь проявляется через расчленение и наблюдение как способ познания и понимания окружающего нас мира. На картине изображен трепет Рембрандта по отношению к миру науки.
Картина передает, как высоко ее автор ценит научные открытия. Это художественная оценка научной обстановки, которая в данном случае представляет собой расчленение тела для обучения анатомии. Сам Рембрандт принимает участие в научном открытии, создавая картину и наблюдая за вскрытием, но он не участвует в учебном процессе, как студенты, которые окружают труп.
Рембрандт не способствовал развитию науки. Это произведение вызывало восхищение в научном мире, но не являлось на самом деле его частью.
Когда мы пытаемся думать о произведениях, которые оценивают связь между искусством и наукой в исторической художественной среде, мы сразу думаем о живописи или скульптуре, но забываем о художественных аспектах, которые существуют в научных иллюстрациях.
Искусство и наука полагаются друг на друга больше, чем мы первоначально предполагали, ибо они оба зависят от наблюдения за окружающим нас миром. Эта взаимозависимость выясняется при изучении научных иллюстраций.
История научной иллюстрации показывает медленный кульминационный интерес к художественным и эстетическим аспектам наблюдений. В эпоху Возрождения интерес к пониманию тела и природы проявляется не только ради научного прогресса, но и ради искусства или красоты. Уважение к художественной форме научной иллюстрации было редким явлением до тех пор, пока Эрнст Геккель не начал издавать книгу в середине 19 века. Однако следует отметить, что Леонардо да Винчи уже публиковал свои иллюстрации в эпоху Возрождения.
Иллюстрации да Винчи были особенно художественно склонны к изучению анатомии человека, ибо служили задаче помочь ему создать анатомически корректные картины.
Хеккель, изменил взгляд на научную иллюстрацию, предложив понимать ее как заведомо романтическое, возвышенное и эстетически значимое явление. Его творчество основано на убеждении, что в природе есть художественные элементы, которые существуют сами по себе, и поэтому естественным образом присутствуют и в науке.
Рост использования научной иллюстрации основан в первую очередь на новых технологиях, которые позволили легко распространять изображения. С изобретением фотографии в 1839 году и ее способностью изображать реальность, появляются следующие вопросы:
Разве научная иллюстрация больше не важна? Что точнее? Есть ли художественные аспекты в научных фотографиях?
Независимо от того, используется ли носитель фотографии или рука художника, природа объединяет искусство и науку. Интерес Блоссфельдта и Хеккеля к их природным формам и структурам проявляется как в научной, так и в художественной манере. Наука и искусство пересекаются в их интересе к органическому дизайну и структурным деталям, которые четко сформулированы в научной иллюстрации.
Хеккель известен как один из главных деятелей, которые привносят науку в сферу искусства. Блоссфельдт, с другой стороны, художник, привнесший научный интерес в собственное искусство. Изучение истории научной иллюстрации и этих двух художников позволяет нам оценить взаимосвязь науки и искусства.
Художественная и эстетическая научная иллюстрация становится возможной благодаря идеализации Хеккелем морского и природного мира. Напряженность между искусством и наукой была оценена в его творчестве и уравновешена тем, как он изображал природу в своих научных работах.
На фотографии Блоссфельда большое влияние оказала научная иллюстрация, особенно в области ботаники. Блоссфельдт, как и Хеккель, связал свой интерес к искусству и науке с изучением природы, однако в его случае с фотографией. Даже из краткого обзора истории научной иллюстрации, особенно работ этих художников, можно с уверенностью сказать, что природа - это то, что объединяет искусство и науку друг с другом. Особенно, учитывая их интерес к микроскопическим деталям природных биологических форм и структур.
Новое будущее
Однако научный прогресс продолжается, и это заставляет задуматься о будущем иллюстрации в связи с развитием новых технологий, в частности технологий обработки изображений на основе фотографии.
Например, в мозгу мышей имеются близкие изображения нейронов, в которых каждый отдельный нейрон идентифицируется с помощью флуоресцентных белков. Эти "мозговые оболочки" появились на обложке журнала "Природа" в 2007 году. Фотография была сделана с помощью конфокального микроскопа, который отфильтровывает расфокусированный свет и фокусирует его на объекте, увеличенном с помощью специального отверстия в структуре микроскопа.
Окончательная фотография обладает очевидной визуальной привлекательностью благодаря использованию флуоресцентного цвета для идентификации различных аспектов разных нейронов. Если кто-то осмотрит фотографию без какого-либо контекста, он может предположить, что это абстрактная картина.
Это изображение ни в коей мере не выглядит научным, даже если зритель уже знаком с нейронной структурой мозга мыши. Художественные элементы хорошо видны на фотографии в момент ее осмотра. Поскольку изображение способно передать этот уровень детализации, возникает вопрос: устарела ли создаваемая человеком научная иллюстрация в связи с развитием технологий, которые окружают нас сегодня?
Акт создания научной иллюстрации позволяет наблюдать детали и аспекты образца, которых раньше никто не замечал. Научная иллюстрация - это одна из форм обучения, которую фотография не может воспроизвести. Фотографии - отличный способ запечатлеть момент, однако и иллюстрации, и фотографии имеют свои сильные стороны в качестве визуального анализа. Научные иллюстрации сохраняют свою актуальность и по сей день.