В конце 19 века антропология возникла как академическая дисциплина на фоне интеллектуального подъема и стремительного развития науки.
В течение этого времени становления религия была предметом многих путешествий, популярных книг и научных анализов.
Европейская колониальная экспансия этой эпохи и порожденная ею ученость подвергли западный мир воздействию массового числа разнообразных религиозных верований, которые бросали вызов западным представлениям о религии и помогли значительным изменениям в западном христианстве.
Новые подходы к Библии, такие как высшая критика, охватили это новое научное и культурное знание, но религиозные реакции против социальных и интеллектуальных изменений, происходящих в результате этого нового знания.
Движение святости / пятидесятничества и подъем фундаменталистского христианства в конце 19-начале 20 веков стали типами движений
Возрождение, которые развивали сильные антиинтеллектуальные традиции, сопротивлялись объективному, научному изучению религии, теории эволюции и материалистическому натурализму научного мировоззрения.
Ряд научных обзоров о религии посвящены пониманию происхождения и развитию религиозных практик, что соответствовало такому же интересу в биологических науках к происхождению жизни и эволюционным изменениям.
Позднее антропологические изучения утратили интерес к вопросу о происхождении и уделяли внимания социальным аспектам веры или символической природе религиозных схемах.
В середине 19 века предполагалось, что религия возникла тогда, когда люди олицетворяли силы природы.
Натуризм.
С точки зрения, такие персонификации ошибочны или болезнь языка, что означало, что религия не более чем когнитивная ошибка или заблуждение.
Людям приходилось иметь дело с силами природы приводивших их в ужас, такими как торнадо, ураганы, землетрясения, наводнения ... И всё человечество в примитивных обществах подвержены одним и тем же языковым ошибкам.
Итак, натуризм дал объяснение присутствию религии во человеческих обществах.
Предполагается, что только вера в духов привела к возникновению религии.
Анимизм.
Гибель-это универсальный человеческий опыт. Вера в духов началась тогда, когда люди, столкнулись с объяснением разницы между живыми и мертвыми, предположив существование духа, который присутствовал в жизни и отсутствовал после кончины.
Как только выдвинулись гипотезы о человеческом духе, это лишь короткий интуитивный скачок, чтобы выдвинуть предположение о других духовных существах.
Также предполагается, что вера в могущественную безличную силу, которая пронизывает Вселенную, предшествовала анимизму и следовательно, положила начало развития Веры.
Рассмотрев религию как коллективное поведение, которое началось, когда люди классифицировали себя по образцам природы, а затем абстрагировали эти категории в символы поклоняясь этим своеобразным ритуалам.
Тотемизм.
По существу, общество поклонялось абстракции самого себя. Считалось этот механизм самой ранней формой религии .
Культурная антропология в конечном счете отошла от попыток объяснить происхождение религии в человеческих обществах, но сохранила концепции натурализма, анимизма и тотемизма для описания различных аспектов религиозных форм вероисповедания.
Однако основное допущение этих четырех концепций, которое беспокоило религиозных людей в западном мире в конце 19 века, состояло в том, что сверхъестественного не существовало и что только естественный мир реален.
Конфессиональные лидеры и теоретики в то время рассматривали рост материалистического натурализма в науках, гуманитариях и в общественном мышлении как нападение на веру и как удар на институциональную легитимность религии.
С тех пор культурные антропологи разработали ряд объяснений религии, которые избегали вопроса о происхождении, но они сохранили ту или иной тип материалистического натурализма как основополагающего допущения.
Марксистские объяснения изображали религию и её верования как фикции, поддерживающие статус-кво и поддерживающие классовые различия, объясняя их как удовлетворяющее человеческие потребности или поддерживающее социальную структуру.
Культурные материальные объяснения, рассматривали вероисповедание как доктрину и ритуал, поддерживающие культурную адаптацию к окружающей среде и выступающие в качестве механизмов обратной связи для поддержания стабильности сложных экологических механизмов во времени.
В итоге антропологи рассматривали религию как систему символов, которые приписывают смысл Вселенной и существованию.
Из-за натуралистического предположения этих теорий интеллектуальный разрыв между антропологами, изучающими религию, и религиоведами, изучающими конфессию, сегодня по меньшей мере так же велик, как и всегда.
Эта ситуация представляет собой много эпистемологических и практических проблем для этнографа, проводящего исследования. Антропологи, проводящие полевые исследования, не редко сталкиваются с объяснениями и взглядами, которые заметно отличаются от реальных объяснений и взглядов, характерных для западной научной перспективы.
Это создает для изучения репрезентативную дилемму.
Таким образом, хотя антропологи могут однозначно изобразить утверждения и переживания своего информанта относительно сверхъестественного как истинные в рамках собственной религиозной системы.
Это изображение одновременно, имплицитно или эксплицитно, показывается как ложное натуралистическими допущениями в антропологии.
Таким образом, работа антрополога становится негативным суждением о мировоззрении информанта.
Кроме того, обращение к культурному релятивизму в этом подходе мало помогает; либо приостанавливает оценочные суждения, либо нет.
Не бывает и того, и другого.
Видимо, что натуралистическое допущение в антропологии и науках подтверждается невероятным количеством эмпирических данных.
Столь же очевиден тот факт, что многие верующие люди отвергают это предположение в пользу какого-то сверхъестественного объяснения...
Легкого решения этой проблемы не существует!