Очень красивая высокогорная дорога на границе с Китаем, гроза в горах, уничтоженный землетрясением посёлок и традиционно увлекательное общение с местными жителями.
С момента предыдущей заправки неделю назад мы проехали около 150 километров, но стрелка показывала чуть больше половины бака. Сказались сложные грунтовки в горах, когда мотор с аппетитом кушал около 30 литров на сотню, а также холод — по ночам неделю подряд работал автономный отопитель, который потребляет солярку.
Забавно, что когда мы катались по Памиру три года назад на Дефендере, то нас тоже постоянно преследовал увлекательный квест «где бы найти топлива», хотя его баки в 170 литров давали существенно больше автономности, чем 80-литровый бак микроавтобуса. Сейчас я впервые пожалел, что не взял из дома дополнительные канистры.
До Оша около 180 километров, но дорога в основном идёт под уклон. До Иркештама в одну сторону около 80 километров хорошего асфальта, итого на круг получается 340-350 километров пути. Прикинули, что вроде как должно впритык хватить, и решили всё-таки рискнуть. Кто знает, когда мы вернёмся в эти края в следующий раз?
Сары-Таш. Очень колоритное место, тут можно просто целый день гулять с фотоаппаратом и ловить интересные сюжеты. В прошлый раз я оставил на карте метки, где именно выкинуть мусор и набрать воды. К счастью, за прошедшие три года ничего не поменялось. Посёлок «живёт» туристами, и здесь есть множество кафе, гостевых домов и магазинов.
Пообедав сытными пельменями, решили закупиться в магазинчике через дорогу. Ценников на прилавках нет, а стоимость товара зависит исключительно от внешнего вида покупателя. Для местных цена одна, для велосипедистов — другая, а вот «респектабельным господам на полноприводном кемпере» итоговую стоимость попробовали вкатить по полной программе.
Удивившись результату, я предложил ещё раз пересчитать сумму заказа, дабы исключить закравшуюся где-то ошибку. А когда продавец озвучил стоимость батончика «сникерса» в 200 рублей, предложил ему поменять ценовую политику («братан, мы же свои»).
И действительно, оказалось, что это была цена на «старый сникерс», а новые уже идут «по акции». Впрочем, выходили мы всё равно с чувством, что нас надурили, но ведь в подобных местах без этого никуда, не так ли?
После заставы (кстати, из-за тяжёлых условий год службы на Иркештаме идёт за два года в других точках страны) будет мост через реку, а затем начинается довольно крутой и извилистый подъём, во время которого наш двухлитровый дизель с двумя турбинами недвусмысленно намекал, что воздуха ему всё равно не хватает. Здесь же мы встретили пару велосипедистов с большими рюкзаками — не очень представляю, как вообще можно крутить педали в гору, когда у нас машина с трудом едет...
Пока я всё это фотографировал, на обочине остановился ЗиЛ с платформой, загруженной сеном, причём куча сена была намного больше габаритов самого грузовика, так что он занимал сразу две полосы. Оттуда мне начали гудеть и махать руками мужики. Вообще-то было лень к ним идти (до трассы было метров 250-300), но они не унимались.
Ещё на подходе я впечатлился от звука могучего советского V8 с проржавевшим выхлопом, который они почему-то не глушили — видимо, потом не заведёшь.
Открывают дверь. В кабине сидят четверо мужиков — бухущие — это ничего не сказать. Весь день собирали сено, а теперь расслабляются по дороге домой. Лица красные, опухшие, глаза едва видно. Двое пили водку из пиал, третий из горла по очереди с водителем. В ногах у них стояли две большие открытые канистры с 80-м бензином, от которых в сторону капота уходили китайские садовые шланги. Окна кабины при этом были закрыты. Общую атмосферу, царившую внутри, можете попробовать представить сами. Я на всякий случай отошёл метра на полтора, чтобы глаза не так резало.
— Здоров, брат, как сам? Откуда?
— Из России.
— Нравится у нас? Всё хорошо? Менты не обижают?
— Всё хорошо, только солярки в Сары-Таш нет, топлива мало осталось.
— Слышь, так давай мы тебе бензина нальём, у нас полно?
О_о
— Зачем он мне? У нас дизель.
— Ну, говоришь же, топлива мало. Братан, помоги, а? Дай 200 сомов (200 рублей)?
— А что такое?
— На бутылку не хватает.
С одной стороны, сумма небольшая. С другой — могут запросто явиться ночью за продолжением банкета.
— Мужики, денег мало, на солярку буквально до Оша осталось. На карточке всё.
— Так давай мы тебе сейчас топлива нальём, в чём проблема-то?
В итоге они ещё сказали что-то невнятное про «ты же гость» и про «уважение», а я, в свою очередь, предложил им «уважение» в виде половины палки докторской колбасы, купленной ещё в Бишкеке. Если, конечно, кто-то пройдётся со мной до машины. Обрывки слов тонули в рокоте мотора, но все друг друга поняли. В итоге они вежливо отказались, сославшись на то, что закуски и так дома полно, хочется именно бухнуть. И поехали дальше.
Передвинув машину чуть в сторону, чтобы кемперочек с дороги было не так заметно, мы полюбовались закатом и отправились спать — всю ночь шёл дождь вперемешку со снегом, а снимать было абсолютно нечего. Зато наутро нас ждала очередная интересная встреча.