За последние несколько десятилетий наблюдался рост исследований по одомашниванию генетики и археологии. Новые методы идентификации останков растений и животных, применение радиоуглеродного анализа с помощью ускорителя масс-спектрометра и прогресс в области микроскопии расширили возможности археологов по обнаружению и датированию данных для первоначальной одомашнивания видов растений и животных.
Совершенствование методов извлечения, усиления и секвенирования современных и древних ДНК (АДНК), а также новые методы филогенетического анализа способствовали расширению генетических исследований одомашнивания сельскохозяйственных культур и скота.
Археологи и генетики не только склонны делиться своими результатами и интерпретациями, прежде всего в рамках своей собственной дисциплины, но и все чаще ограничивают свое взаимодействие сообществом исследователей, работающих либо над одомашниванием растений, либо над одомашниванием животных.
Одомашнивание как процесс
Одомашнивание является уникальной формой взаимозависимости, которая развивается между популяцией человека и целевой популяцией растений или животных и имеет значительные селективные преимущества для обоих партнеров.
Что отличает его от других успешных взаимовыгодных отношений, так это роль устойчивого человеческого фактора в размножении и уходе за растениями и животными в антропогенном контексте одомашнивания. Человек повышает генетическую пригодность целевых популяций, вмешиваясь в их жизненный цикл и позволяя им увеличивать численность и расширять ареал и среду обитания далеко за пределы ареала обитания своих диких предков.
Археологические показатели одомашнивания растений и животных
Поведенческие и морфологические маркеры в археологических раскопках, указывающие на существование связи одомашнивания между человеческим обществом и целевыми видами, принимают целый ряд различных форм. Морфологические изменения в популяциях растений-мишеней, напротив, часто могут быть тесно и напрямую связаны с самыми ранними стадиями одомашнивания растений.
Несколько ученых выявили ряд отчетливых морфологических изменений в семенных культурах, которые могут произойти не в результате преднамеренного преднамеренного отбора желаемых черт человека, а в результате бессознательного отбора: "...селекции в результате деятельности человека, не предполагающей преднамеренной попытки изменить организм".
Эти непреднамеренные изменения будут являться результатом особого нового набора человеческой деятельности с участием целевых видов растений, в частности, устойчивого сбора урожая и посадки семян, находящихся на хранении.
Когда люди начали собирать, хранить и сажать семена в течение длительного периода времени, они непреднамеренно создали новую и отличительную избирательную среду, к которой целевые группы растений, находящиеся под управлением, адаптировались благодаря генетическим и морфологическим изменениям.
Генетические признаки одомашнивания растений и животных
Биологические различия между растениями и животными играют важную роль в генетическом исследовании одомашнивания. Годовые культуры или культуры с коротким периодом жизни поколений развиваются быстрее и, следовательно, быстрее реагируют на изменение избирательного давления при одомашнивании, чем большинство долгоживущих животных и многолетних или клонально возделываемых культур (например, плодовые деревья или клубневые культуры, такие как картофель).
Чтобы проследить эволюционное происхождение одомашненных животных, генетики концентрируются на нейтрально развивающихся, некодирующих локусах и органеллярных геномах.
Темпы эволюции ядерных, митохондриальных и хлоропластовых геномов неодинаковы, а относительные темпы эволюции этих геномов у растений и животных существенно различаются, что сказывается на их относительной полезности для изучения предков.
У животных митохондриальная ДНК (мтДНК) развивается со скоростью, в пять-десять раз превышающей скорость эволюции ядерного генома, что делает мтДНК идеальной для изучения различий между дикими и домашними популяциями в относительно короткие сроки (т.е. !10 000 лет).
Y-хромосома, в частности, содержит важную информацию о наследстве по отцовской линии, которое может быть заметно отделено от истории материнской линии. Кроме того, некодирующая ядерная микроспутниковая ДНК, предоставленная обоими родителями, также оказалась полезной при обнаружении мелких временных вариаций глубины расхождения между домашними породами животных.
Становится все более очевидным, что совместные исследовательские усилия, объединяющие генетику и археологию, открывают перспективы для углубления нашего понимания как одомашнивания отдельных видов, так и происхождения сельскохозяйственных культур.
Необходимость сотрудничества между генетиками и археологами отражает общее признание того, что процесс одомашнивания является сложным и многогранным. Она включает в себя длительную последовательность взаимовыгодных взаимодействий между человеческими обществами и различными видами-мишенями и, как следствие, соответствующую информацию в различных формах на разных этапах процесса одомашнивания.
Первоначальным препятствием для археологов и генетиков является признание и признание того, что не все данные, относящиеся к процессу одомашнивания, находятся в пределах их собственной дисциплины. Как только они приступят к рассмотрению всего спектра существующей информации, станет ясно, что генетические и археологические данные действительно способны к перекрестному освещению, что позволит получить более всеобъемлющие и точные характеристики одомашнивания.