Вот ведь интересно: нам кажется, что в радуге семь цветов. Нет, слово "кажется" неуместно: мы знаем, что в радуге семь цветов.
И расположены они в определенном порядке.
Даже вот и присказки есть, чтобы запомнить: "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан". Или более хулиганский вариант: "Как однажды Жан-звонарь головою снес фонарь".
А еще мы знаем, что васильки - синие. И море - оно тоже синее. Небо - чаще всего голубое. А вино - красное или белое. (В крайнем случае - зеленое, но это только в литературе.)
Никто не скажет официанту - любезный, подайте нам синего вина!
Надеюсь, большая часть читателей согласна с вышеизложенным.
А вот древние греки не согласились бы. У них была совершенно другая система цветовых координат.
Эллины называли ирисы, барвинки и васильки - красными, зелеными или черными, но не синими.
Вы, наверное, скажете - может быть, это ошибка перевода?
Нет, в отношении этих синих цветков используется, например, прилагательное erythros (сравните со словом "эритроцит").
Теперь переходим к радуге. Многие античные ученые описывали ее.
А сейчас внимание: Аристотель, Эпикур, Сенека, Аммиан Марцеллин и другие, менее известные авторы - абсолютно все они описывают радугу, не упоминая синий вообще.
Средневековая наука подхватила эту эстафету: в XII в. многие европейские ученые будут описывать радугу, но
ни один не сумеет описать радугу такой, какой мы видим ее сегодня, а главное, не заметит среди ее многоцветия даже намека на синий.
Одно из возможных объяснений: синий долгое время был за рамками приличия. Во-первых, он часто был цветом траура, а во-вторых, вызывал ассоциации с варварами, которые были голубоглазы и еще вдобавок раскрашивали тела синей краской.
А вот в "Слове о полку Игореве" с синим все в порядке: и море синее, и Дон - синий.
Правда, вино тоже синее.
Так что восприятие цвета меняется от века к веку и от культуры к культуре.
Цитата и факты взяты из книги Мишеля Пастуро "Синий. История цвета"