Найти в Дзене
История искусств

Использование лака итальянскими художниками XVII века

Интересную информацию об использовании лака в итальянской живописи XVII века можно получить из лекции под названием "II Лустрато", прочитанной Филиппо Балдинуччи 29 декабря 1691 года своим коллегам в Accademia della Crusca во Флоренции.

Он занимался темой лака в современной живописи в отличие от его использования в древности и в XIV веке:

То, что нам говорят о практике художники в древности приводит нас к вере, что они не использовали масло в качестве носителя; что нам говорят о практике Apelles всегда остается со мной, то есть, что он нашел определенный темный цвет, или, возможно, лак, который никто не смог имитировать. Этот лак он наносил на свои работы после того, как закончил их, и с таким мастерством, чтобы яркие цвета не обижали глаз и появились издалека, как через стекло (и, пожалуйста, обратите внимание на эту деталь). Жесткие цвета приобрели через него элемент жесткости, насыщенности.

Именно так художники в XIV веке сделали открытие масла как среды, то есть нанесли лак на свои панно, который придал томленым картинам определенную глубину и силу, и, приглушив всепоглощающие блики, приблизил их к естественному облику.

zen.yandex.ru/profile/editor/id/5da44d0135ca3100adad6923
zen.yandex.ru/profile/editor/id/5da44d0135ca3100adad6923

И тогда, если вы услышите, что современные художники иногда также используют лак на своих масляных картинах, то такая практика (которой доверяют немногие художники) заключается не в доведении глубины до темных цветов, а в смягчении и уменьшении эффекта гарниров. Масляная живопись нуждается не в них, а скорее в устранении случайного происшествия.

Многие из пунктов Балдинуччи требуют и заслуживают изучения.

В этой статье мы ограничимся рассмотрением его утверждения о том, что лак в свое время применялся как средство ретуширования на месте, а не на протяжении всей работы (поскольку сама масляная среда обеспечивала насыщение, необходимое для "приближения всего к естественному виду").

Также прослеживается его точка зрения, связывающая это локальное "погружение" с впитываемостью слоя грунта.

Мы в долгу перед англичанином Ричардом Саймондом, художником-любителем, который провел 1646-1647 гг. в Риме, за очень подробные и кропотливые записи, сделанные им во время просмотра картины Джан Анджело Канини в своей мастерской.

pixabay.com/ru/photos/венеция-италия-канал-мост-гондола-2681563/
pixabay.com/ru/photos/венеция-италия-канал-мост-гондола-2681563/

Канинини был другом Пуссена и, как и последний, обучался в римской студии Доменичино.

Саймондс несколько раз описывал, что части картин Канини "погружались", а также описывал средства, которые Канини применял.

Давая отчет о картине Портрет Роберта Спенсера, он ясно дал понять, что некоторые пигменты не должны быть лакированы. Симондс расспрашивал Канини о небе в монументальной картине, которую он исполнил на тему Энтони и Клеопатры:

"Через 2 дня после высыхания Azzurro ayre я спросил его, что если это "погрузится"? Тем лучше, сказал он, потому что лак никогда не наносится поверх Azzurro".

Причина такого ответа может заключаться в пожелтении лака или в сознательном выборе матового качества синего с последующим увеличением рассеянного отражения и компонента белого при свете.

Этот эффект, которого следует избегать в темноте, но желательно для достижения эффекта воздушной перспективы, был рекомендован
Леонардо в его трактате о живописи.

Не следует забывать, что все художники Пуссенского кружка были сильно заинтересованы в оптических вопросах и изучали математику и оптику с лучшими математиками, кроме того, Галилей вступил в этот же кружок.

Canini также знала, что некоторые пигменты, такие как черные, вызывают проблемы с высыханием матового: "Черный, даже лакированный, погружается", что означает, что тени, если их не исправить, будут выглядеть матовыми и поэтому холодными и выходят вперед, а не дают желаемый эффект глубины.

Арменини также осознает эту проблему.

В своей книге
De' veri precetti della pittura (1587), говоря о тенях и контурах, он говорит:

"Они никогда не остаются достаточно законченными... но всегда будут погружаться, или темнота становится грубее, поэтому необходимо многократно возвращаться к ним, чтобы сделать их свежими, смешанными, мягкими и приятными".


Друзья, спасибо за чтение статей и Ваш интерес к мировой живописи!
Оставляйте, пожалуйста, комментарии, ставьте лайки, это помогает развитию канала
История искусств.