Найти в Дзене
Рак-отшельник

О казаках и не только о них... ч.2

Как только в сети появляется какая-либо публикация о казаках, то сразу же в комментариях появляется вал негатива в отношение казачества. Я не буду обсуждать мотивы пишущих данный негатив, остановлюсь на том, что эти комментарии можно использовать для разжигания вражды в отношение остальных россиян, имения их "жидами", кацапами", "чурками"и т.д. Я ни в коей мере не желаю оскорблять граждан или сеять рознь, но призываю внимание к тому, что данные комментарии могут использоваться в информационной войне , в частности с использованием темы "казачьего сепаратизма"

Численность лиц в России,  относящих себя к казакам по федеральным округам
Численность лиц в России, относящих себя к казакам по федеральным округам

Итак, в России существует несколько сотен тысяч людей, относящих себя к казакам. До сих пор не определено окончательно, кто такие казаки- отдельный народ, субэтнос русского народа или бывшее, упразденное в годы Революции сословие, упорно цепляющееся за остатки своей идентичности.

-2

До сих пор существуют призывы обьявить казаков отдельной нацией, тем самым отколоть их от русского суперэтноса. Приводятся различные доводы, в том числе исторические, этнографические, социокультурные.

Россия, как сказал один сатирик, страна с непредсказуемым прошлым, каждая новая власть, начиная с Рюриковичей, начинает переписывать историю в угоду себе, уничтожая любые исторические документы и артефакты, противоречащие текущему политическому моменту. Происхождение казаков становится все более и более мифом, некоторые т.н. "историки" относят его ко временам Гердота. Наиболее достоверные сведения о казаках появились во времена распада Золотой Орды,

Если это миф, то что мы празднуем ежегодно 1 сентября помимо Дня знаний?
Если это миф, то что мы празднуем ежегодно 1 сентября помимо Дня знаний?

Первые казаки жили на ничейных землях, занимались своими делами, в том числе и разберем, а московские правители с тем или иным успехом пытались использовать их в качестве наемников для охраны границ Московского княжества либо для походов на сопредельных соседей, знакомая картина, не так ли?

Жалованная грамота Иоанна Васильевича Грозного казаками, живущим по Дону и Северскому Донцы от 3 января 1570 года, где он казаков призывает казаков служить, а казакам обязуется платить жалование.
Жалованная грамота Иоанна Васильевича Грозного казаками, живущим по Дону и Северскому Донцы от 3 января 1570 года, где он казаков призывает казаков служить, а казакам обязуется платить жалование.

Однако Иван Грозный и последующие правители в случае осложнения международных отношений легко отказывались от государственной поддержки казаков, заявляя, что вооруженная шайка казаков самовольно вторглась на территорию сопредельного государства, захватила город и стала грабить его жителей, опять знакомая картина

Город Перевальск , наши дни.
Город Перевальск , наши дни.

Казаки охотно грабили соседей, а в годы Смуты или казачьих восстаний и россиян, попавших под руку.

С буйной казачьей вольностью московские правители пытались бороться, пока Петр 1й не отправил карательный поход на Дон и не покончил с казачьими самоуправление, тем самым окончательно не присоединил казачью территорию к Российской империи, впрочем, дал им определенную автономию на уровне местного самоуправления в обмен на службу, т.е. оформил казаков как служивое сословие.

По мнению сепаратистов, казаки утратили большую часть своей исконной территории в результате политики Московской, Российской, а впоследствие и Советской власти
По мнению сепаратистов, казаки утратили большую часть своей исконной территории в результате политики Московской, Российской, а впоследствие и Советской власти

Однако Петр 1й запретил принимать в казаки беглых крестьян, тем самым положив начало обособлению казачества от остального населения империи. Разумеется, крестьяне также бежали на Дон и Кубань вплоть до отмены крепостного права, однако уже никакими правами казачества они не обладали и использовались как дешевая рабочая сила, т.е. как гастарбайтеры. Пока казак ходил в походы, его земельный пай обрабатывал батрак, либо укрываемый от властей беглый крепостной, либо впоследствии сезонный рабочий из северных губернии. Отношение казаков к мужикам можно проследить в произведениях Шолохова, а также есть такой рассказ Максима Горького "Дед Архип и Ленька".

Естественно, такое отношение к казакам, а также многое другое, "благодарные" россияне припомнили в ходе Гражданской войны. Те события казаки называют геноцидом казачьего народа и свято хранят в своей памяти, передавая от деда к внуку ненависть к большевикам, евреям и прочим, которые действительно физически уничтожили большую часть казаков и пытались ассимилировать оставшуюся часть с мужиками.

Картина современного художника
Картина современного художника
Этому казаки учат своих детей
Этому казаки учат своих детей
Автор этих строк сам ежегодно ходит на панихиду 24 января помянуть своих родственников, особенно невинно убиенных некомботантов Гражданской войны
Автор этих строк сам ежегодно ходит на панихиду 24 января помянуть своих родственников, особенно невинно убиенных некомботантов Гражданской войны

А начиналось все вроде благостно. Пользуясь большевистким переворотом, в ходе тогдашнего "правда суверинитетов" донские и кубанские казаки объявили о своей независимости от России, и создали соответственно Донскую и Кубанскую казачьи республики. Но белогвардейцы и большевики, несмотря на идейные разногласия, пресекли казачью вольницу, а большевики натравили на казаков еще россиян и инородцев, которые с удовольствием уничтожали казаков целыми семьями и захватывали казачьи земли . Ну а казаки в это время увлеченно рубили друг друга в составе красных дивизии Миронова, Думенко и Буденного против белых дивизии Шкуро, Улагая и Мамонтова. По итогам Гражданской войны область Войска Донского была поделена между соседними губерниями, а кусок земли Донецкого округа достался еще и Украине. Кубанцам повезло больше, их объединили в Краснодарский край за исключение морских территорий, а терские казаки, которые остались живы, оказались в составе национальных горных республик вплоть до начала очередного геноцида после отмены Советской власти.

Разделяй и властвуй...
Разделяй и властвуй...
Им повезло больше....
Им повезло больше....
Здесь картина интереснее и требует отдельного обсуждения.
Здесь картина интереснее и требует отдельного обсуждения.

Несмотря на декларируемые большевиками право наций на самоопределение казаки лишились любой автономии и считались неблагонадежными вплоть до начала ВОВ, хотя по сталинской конституции 1936 года их уравняли в правах с остальным населением, и даже стали призывать на воинскую службу, в том числе в казачьи кавалерийские дивизии.

Продолжение темы следует...