Найти тему

Негативный материнский комплекс в пьесе "Гроза" А.Островского

Оглавление

Ужиться вместе молодым бывает тяжело, особенно на первых порах. Дело может осложниться, если в отношения начинает вмешиваться свекровь.

Юджин Лингенфельдер (Eugen Lingenfelder). Поясной портрет пожилой женщины.
Юджин Лингенфельдер (Eugen Lingenfelder). Поясной портрет пожилой женщины.

Со школы мы помним образ авторитарной Кабанихи из пьесы А. Островского "Гроза". Вдова чувствует потребность наставлять своего неопытного отпрыска, ведь ему больше не от кого получить житейскую мудрость. Марфа Игнатьевна даже является инициатором женитьбы сына:

Кабанов: То всё приставала: "Женись да женись, я хоть бы поглядела на тебя на женатого"! А теперь поедом ест, проходу не дает — всё за тебя.

Тихон привык полагаться на свою мать. Он не в состоянии делать самостоятельный выбор, не зависящий от мнения Кабанихи или тем более идущий вразрез с её желаниями. Герой боится сказать неверное слово и вынужден постоянно демонстрировать свою преданность матери, обижая жену.

Гари Мельхерс. Брак. Масло, холст, 261.1 х 153.2 см. 1893. Источник: wikipedia
Гари Мельхерс. Брак. Масло, холст, 261.1 х 153.2 см. 1893. Источник: wikipedia

Безответственность

Вступление в брак требует от мужчины принятие на себя ответственности. Теперь рядом с ним молодая жена. Как выстраивать отношения, Тихон понятия не имеет. Катерина слёзно просить взять её с собой в путешествие, предчувствуя наступающую беду. Но муж отмахивается, потому что в ее компании не получится повеселиться. Он говорит:

Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?

Героя заботит лишь собственное удобство, как будет жить без него Катерина, его абсолютно не волнует. Обязательства — это не для него. Пусть кто-то другой отвечает за происходящее. Тихон всегда готов найти крайнего. Во всём виновата или мать, или жена.

Ничтожность

Мужчина чувствует свою слабость и никчемность и постоянно нуждается во внешней опеке. Он не верит в собственные силы. Родная сестра упрекает за безволие, а супруга — жалеет. Герой готов смириться, пусть это будет мамина забота.

Кабанов: Что ж мне, разорваться что ли! Нет, говорят, своего-то ума. И значит, живи век чужим. Я вот возьму да последний-то, какой есть, пропью: пусть маменька тогда со мной, как с дураком, и нянчится.
Дирк Халс. Веселая гулянка в таверне. 1628 г. Масло, дерево. 27,5 х 36 см. Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия.
Дирк Халс. Веселая гулянка в таверне. 1628 г. Масло, дерево. 27,5 х 36 см. Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия.

Побег от матери

Находясь под властью матери, Тихон испытывает сильное психическое давление. Однако, он не готов брать на себя управление собственной жизнью. Герой сбрасывает эмоциональное напряжение самым простым способом — напивается. Проблемы никуда не исчезают, в перспективе к ним может добавиться еще одна — алкоголизм.

Кабанов желает вечно оставаться возле своей матери. Быть навсегда маленьким послушным мальчиком, за которого всё решает кто-то другой. Он не хочет отделяться от матери, жить своим умом и своими принципами. Тихон обвиняет в смерти жены Кабаниху. Некоторые трактуют этот момент как поворотный. Наконец-то мужчина посмел возразить! Я думаю, что герой не замечает роли собственной инфантильности в произошедшем. Он по-прежнему находится под властью тёмного материнского комплекса и остается маменькиным сынком.

Моя трактовка образа Кабанова не является единственно возможной, а также не умаляет иные варианты интерпретации текста.

Вы можете прочитать мою интерпретацию образа Катерины в статье "Катерина из "Грозы" А.Островского: тоска по утерянному раю".

Автор статьи — Ирина Лямшина

В тексте использованы цитаты из пьесы А.Н. Островского "Гроза".