Найти в Дзене

Великие критики детской литературы.

В. Шкловский известен не только как критик, но и как детский
писатель-беллетрист.

https://www.pinterest.com/pin/602567625128055944/
https://www.pinterest.com/pin/602567625128055944/


Его формалистическому перу принад­лежит, между прочим, «Книга о художнике Федотове», в кото­рой он дал антиисторическую трактовку образа одного из пер­вых русских художников реалистической школы.

A. Ивич в своей панегирической статье — «Виктор Шклов­ский и детская литература» — произвел В. Шкловского в ранг великих критиков, первооткрывателей новых путей в детской литературе.
«Шкловский прокладывает новые дороги... В дет­ской литературе, как и в книгах для взрослых, он изобре­татель», — писал А. Ивич.

https://www.pinterest.com/pin/602567625128056007
https://www.pinterest.com/pin/602567625128056007

B. Шкловский, А. Ивич, как «изобретатели», как прокладыватели «новых дорог», начисто отметают благородные традиции в детской литературе великих русских революционных демокра­тов, кото­рые требовали от произведений детской литературы обязатель­ной связи с передовой педагогикой, с задачами революционного воспитания молодежи, требовали реалистического и правдиво­го изображения жизни в формах увлекательных и заманчивых для детей.

В. Шкловский и А. Ивич принципиально против простоты и естественности в детской литературе.
Они требуют изломаннос­ти, раздвоенности психики героев, требуют трагедий, так как, по утверждению В. Шкловского, «именно наше время пригодно для создания величайшей трагедии, которую мы еще не осущест­вили».

Для В. Шкловского высшим авторитетом и руководителем в делах литературы является Александр Веселовский, которого он именует «великим автором недописанных книг».
В. Шклов­ский легко и свободно сближает литературные произведения и писателей различных народов, стран и времен, защищая и про­пагандируя буржуазную космополитическую теорию «кочующих сюжетов». В. Шкловскому ничего не стоит без всяких доказа­тельств категорически утверждать: «Марк Твен близок Пуш­кину... Марк Твен близок Маяковскому... Катаев... близок к марктвеновским описаниям...»

Следуя В. Шкловскому, А. Ивич также занимается самыми невероятными сближениями литературных героев.
Так, оказыва­ется, что Николай Антонович («Два капитана» В. Каверина) имеет много общего с Фомой Опискиным, а Ромашка со Свидригайловым.
Есть, по мнению А. Ивича, в «Двух капита­нах» страницы, напоминающие «Детство, отрочество и юность» Л. Толстого.

В. Шкловский и А. Ивич ссылаются иногда на А. М. Горь­кого, пишут даже статьи о нем, но на самом деле они очень да­леки от революционных взглядов великого пролетарского писа­теля на детскую литературу. А. М. Горький всем своим твор­чеством и критическими статьями опровергает формалистичес­кие выкрутасы и антипедагогическую пропаганду писателей ти­па В. Шкловского и А. Ивича.

https://www.pinterest.com/pin/602567625128055783/
https://www.pinterest.com/pin/602567625128055783/

«Детские книги, — писал А. М. Горький, — должны способствовать развитию в малы­шах интереса и вкуса к знанию, должны облегчать им постиже­ние школьной науки...»,1 т. е. делать то, что по Шкловскому и Ивичу является мелкой целью, недостойной писателя.

Еще в 1941 году ЦК ВКП(б) потребовал, чтобы издание литературы для детей было поставлено на научно-педагогичес­кой основе и подчинено учебно-воспитательным задачам школы.
Это требование долгое время во всем его объеме не выполнялось. Формалисты и антипедагоги открыто и в замаскированном виде продолжали линию пренебрежительного и нигилистического от­ношения к советской школе и советской педагогике, утверждая по существу в детской литературе «глупую антиленинскую тео­рию отмирания школы».

Они возродили «пролеткультовское» отношение к классическому наследству в области детской лите­ратуры и критики. В. Шкловский и
А. Ивич и те, кто за ними шел и их поддерживал, упорно замалчивали и до сих пор за­малчивают хорошую книгу А. П. Бабушкиной, единственную исследовательскую работу по истории русской детской литера­туры.
Книга показывает богатство и красоту русской народной и передовой письменной литературы для детей, органически связанной с прогрессивной русской педагогикой.

Нигде, ни в одной стране Западной Европы, ни в Америке, не было такого положения, чтобы лучшие умы, великие талан­ты и пламенные патриоты работали одновременно и в детской литературе и в педагогике.
Революционные демократы, будучи великими мыслителями, философами- материалистами, были вместе с тем и создателями самом передовой теории детской литерату­ры и русской прогрессивной педагогики.
Если революционные демократы выступили, главным образом, в качестве критиков и теоретиков педагогики и детской литературы, то такие гиган­ты педагогического мастерства и литературного исскуства, каки ми были
К. Ушинский и Лев Толстой, дали непревзойденные для всего XIX века классические образцы детской учебной кни­ги и детского художественного рассказа.

Начало.

Предыдущая.

Продолжение.