С незапамятных времен многие люди стремились наладить диалог с миром, располагая в искусстве продуктивными средствами для производства и распространения новых идей и знаний.
Новизной уже не является тот факт, что искусство можно легко найти на городских дорогах общего пользования с помощью граффити, архитектуры общественных памятников, музыкальных фестивалей, театральных представлений и многих других средств. Однако недостаточно просто взглянуть на произведения искусства, нужно ценить их, чтобы понять намерения художника и получить значимое прочтение и интерпретацию произведения.
По мнению Барбозы, искусство в образовании имеет главной целью стимулировать развитие человека, который знает, ценит и расшифровывает произведение искусства, поскольку общество развивается только художественно, когда наряду с высоким качеством художественной продукции существует потенциал понимания обществом этой продукции, то есть искусство играет основополагающую роль в культурном прогрессе любого общества.
Fróis считает, что музеи в настоящее время претерпевают изменения, которые влияют на посетителей музея, их доступ и знания о произведениях искусства. Возможно, это способ достучаться до ранее недостижимой аудитории, которая до этого никогда не имела контакта с искусством и условиями посещения этих мест.
Благодаря таким виртуальным инструментам, как Интернет, просмотр художественных коллекций некоторых ведущих музеев мира стал более доступным в наши дни. Эти преобразования позволяют людям расширить свое понимание роли этих мест в современную эпоху.
Кроме того, есть исследователи, которые воспринимают художественные музеи как настоящие энциклопедии в истории искусства, как, например, теоретик Лара Фильо, которая подчеркивает, что художественные выставки являются примерами проявления музеев перед своей аудиторией.
В дополнение к предыдущим размышлениям Arrais считает, что в XX веке музеи получили большее признание как образовательные пространства. То же самое можно сказать и о взаимосвязи между искусством и образованием, подчеркнутой Селли: с каждым годом бразильские музеи совершенствуются в плане приема посетителей, оказания посреднических услуг, организации семинаров, курсов переподготовки и т.д.
В исторической и вневременной перспективе музеи были созданы для сохранения наследия, коммуникации и образования, причем последняя тема значительно расширилась в национальных и международных исследованиях по музейному образованию с использованием различных методологических подходов с акцентом на педагогических, образовательных и неформальных аспектах обучени.
В этом смысле доступность музеев и их коллекций для аудитории, в том числе учащихся и преподавателей, является лишь одним из способов подтверждения их социальной роли в современные времена, поскольку только тогда музей выполняет свою функцию обучения зрителей, подтверждая себя как культурное и образовательное учреждение.
Фактически, сохранение культуры народа, обеспечение взаимодействия между произведением искусства и его публикой, производство и распространение знаний также может служить еще одним примером его сегодняшней социальной роли.
В свете этих размышлений о социальной и образовательной роли музеев Перес и Гордильо понимают, что учреждения культуры, являющиеся одним из основных направлений неформального образования, рассматриваются как образовательное и коммуникационное пространство для непрерывного образования в обществе. То есть художественные музеи считаются одним из главных образовательных и культурных пространств современного общества.
Важно отметить, что искусство и образование стали важными объектами изучения в Бразилии в последние десятилетия под сильным иностранным влиянием. По мнению Лопонте с 1970-х гг. в Бразилии значительно расширились исследования этой взаимосвязи, которые публикуются в книгах, статьях в научных журналах, каналах событий, диссертациях, особенно после учреждения курсов для студентов и аспирантов в области искусств и образования, которые проблематично освещают вопросы, связанные с этими двумя областями.
Одновременно с этим важно также отметить появление важных научных событий, распространяющих интеллектуальную продукцию в области искусства и образования в стране, которые способствуют появлению новых способов обсуждения, анализа и осмысления искусства в обществе.
В продолжение этой мысли Мартинз утверждает, что, хотя в конце XIX века образовательному сектору в музеях придавалось большое значение, научные исследования в области музейного образования значительно расширились только в 1970-х годах, что позволило понять взаимосвязь музеев и их аудитории и, соответственно, расширить диалог между музеем и образовательной сферой.
Барбоса подчеркивает, что художественный опыт учителя может повлиять на художественный опыт ученика, независимо от того, находит он его интересным или нет, и независимо от выбора учителя. По этому вопросу Иавельберг утверждает: учитель должен знать природу творческих процессов художников, предоставляя студентам возможность генерировать свои собственные представления об искусстве. По мнению Дьюи, не только местное искусство, но и знание искусства других народов позволяет человеку расширить свои познания о культуре.
Выводы:
Таким образом, опыт постоянно возникает, потому что взаимодействие человека с условиями окружающей среды вовлечено в сам процесс жизни.
В этом смысле опыт - это не только индивидуальный, но и непрерывное взаимодействие с социальной средой. И его можно понимать как вопрос взаимодействия организма с окружающей средой как человеческой, так и физической. И это темы для следующих размышлений.