Найти тему
Вадим Бекарсланов

Проблемы судейства в европе !?

Ровно на рубеже получаса игры в Санкт-Петербурге левый край "Зенита" Дуглас Сантос совершил один из тех фокусов, которые сделали бразильский футбол мировым культом. Неуловимым движением извилин и мускулов взорвал абсолютно рядовую ситуацию: обманул одного соперника, ускользнул от второго и почти улетел от третьего. Почти… Споткнулся о защитника где-то у линии неприятельской штрафной. Где именно, определяли видеоарбитры – теперь это их компетенция. Рефери, работавший в поле, израильтянин Орель Гринфельд оснований для пенальти в динамике эпизода не увидел, но полной уверенности в своём решении не имел. Это было понятно по тому, как неспешно он устанавливал стенку, как держал паузу перед свистком для выполнения удара: слушал, что сообщат ему в ухо коллеги от монитора. В конце концов, видимо, сообщили, что всё в порядке – и он дал сигнал на пробитие штрафного.

И всё бы ничего, если бы а то же самое время режиссёр телетрансляции не предоставил нам пару повторов с разных точек. Оба они сомнений не оставляли: контакт ноги Сантоса с ногой соперника, ставший причиной падения, случился внутри штрафной площади. Даже не на линии, что уже было бы основанием для 11-метрового, а внутри. Но ВАР, а следом и судья в поле, пенальти решили не назначать.

Жутко интересно, что в такие моменты говорит внутренний голос тех, кто не экономил темперамента в битвах за технический прогресс футбола. Кто с жаром, а то и с пеной доказывал, что только видео – единственно возможный путь к совершенству.

Как бы такой эпизод мы трактовали в прежней жизни, которая была до ВАР? Ну не увидел рефери – он же живой человек! Такие сантиметры да на такой скорости – поди разгляди.

А как должны трактовать теперь? Ну, смелее, передовой отряд футбольного человечества, ваши версии?

Что, и в Лиге чемпионов тоже всё куплено? Мы же иначе решения арбитра объяснять не умеем. Чуть что не по нам – «судья продажная»: глубже занырнуть обычно не получается. Раньше-то червячок сомнения иной раз робкий голос подавал: может, не разглядел? А как можно не разглядеть теперь? С видеолупой, ракурсами, стоп-кадрами – как?

Признайтесь, умы светлые и наивные, не ждали вы от собственной идеи фикс такого подвоха. А она вас не щадит, наносит за ударом удар.

Разве в воскресном матче "Ростова" и "Краснодара" нокаут получили только гости? Да нет, ваши представления о видеостерильности тоже. Нарисовали вам две линии офсайда: по одной гол правильный, по другой нет. Но где уверенность, что истина в той линии, которая у ВАР? А вы ведь свято веровали в абсолютность видеоистины …

Когда лет сорок назад телевидение стали привлекать для оценки судейских решений, великий Николай Латышев был категорически против. Сам он тогда уже не судил – руководил судьями. И говорил про видеозапись так: в методических целях, для обучения – замечательно, ради приговора – ни в коем случае!

Люди передовых воззрений, разумеется, считали его ретроградом – как считают всякого старика. А он, видимо, просто глубже понимал предмет. Как кандидат технических наук, не питал никаких иллюзий в отношении безупречности техники, а как судья с четвертьвековым стажем, знал, что судейство футбола измерению штангенциркулем не подлежит.

Время штангенциркуля в арбитраж всё-таки пришло. Но не сделало футбол совершенным. Как и предполагал «ретроград» Латышев.

Прогресс загоняет человека в такие ловушки, которые он не мог и допустить. Казалось бы, какое зло может таить в себе клавиша обратной перемотки? А армейский болельщик с её помощью уже довёл себя до исступления. Пересматривает и пересматривает фол Азмуна на Облякове в начале игры с «Зенитом» и гневно вопрошает судью Вилкова: почему не дал здесь карточку?

Хотя в тот момент, когда этот фол случился, ни одна живая душа его даже не заметила. Кроме разве что коллеги Федотова. Но другие телеэксперты Аршавин и Широков в перерыве, когда все последующие события ещё не произошли, даже не понимали, о каком эпизоде идёт речь. Как и 99,9 процентов друзей ЦСКА.

Однако спустя ещё тайм клавиша обратной перемотки ввела этих товарищей в длительный транс. Абсолютно бессмысленный хотя бы потому, что у судьи такой клавиши нет в и в обозримом будущем не будет. А ещё потому, что судья действовал в строгом соответствии с вековой, ещё с латышевской поры, заповедью своего ремесла, которая гласит: не торопись тратить патроны. То есть не торопись махать карточками, если нет крайней нужды. А в том эпизоде таковой не было.

Любопытно, к слову, что игроки и тренеры ЦСКА высказывались о судействе гораздо спокойнее, чем их болельщики. Не потому ли, что не имели под рукой провоцирующей клавиши, а просто ориентировались на живые впечатления от игры, которые всегда сильно отличаются от электронных?

Стерильный футбол – мираж. Погоня за ним – тщета. Вера в него – самообман.

Футбол велик своими промахами. Не попаданиями, а промахами. Как только все станут попадать, великая игра сдуется до размера стендовой стрельбы. Потому и культивировать там надо человеческое, а не электронное.

Тем более что электронное всё равно не гасит в нас человеческого, а только разжигает. Вот куда после вчерашнего деться от этого вопроса: что, неужели и там всё куплено?