В 1876 году в Москве графом Василием Шереметьевым было создано Императорское Общество размножения охотничьих и промысловых животных и правильной охоты.
В 1888 году в Чите был создан Забайкальский отдел императорского общества размножения охотничьих и промысловых животных. В 1893 году при обществе было создано Бюро конного спорта, которое инициировало строительство ипподрома в Чите. Место для постройки объекта было выбрано быстро, им стал пустырь за архиерейской заимкой. Территория была разровнена, привезен чистый песок из которого был создан скаковый круг протяженностью в полторы версты, возведены трибуны. Осенью 1894 года на этом ипподроме были даны первые старты, а с лета 1895 года начались регулярные испытания племенных лошадей, а также выступления конных казаков и офицеров на строевых конях. По принятым правилам, ездоки обязаны быть не моложе 15 лет. К участию в скачках допускались жокеи с седлами, а рысаки должны были обязательно быть запряжены в экипажи.
Лошади, приведенные для участия в соревнованиях за 50 и более верст от города, допускались на скачки бесплатно. Местные же жители и из окрестностей Читы обязывались вносить в кассу Бюро по 5 рублей за каждого коня. Из этой суммы формировался призовой фонд и выделялись средства на содержание ипподрома. За победу в скачке или заезде владельцу победителя выдавалась призовая сумма варьирующаяся от 75 до 200 рублей, что по тем временам было солидной суммой. Конечно же действовал и подпольный тотализатор. За второе место хозяин лошади удостаивался похвального листа.
14 мая 1896 года небывалое количество зрителей стеклось к воротам ипподрома. Тиража билетов даже не хватило всем желающим посмотреть предстоящее зрелище.
Среди посетителей была не только городская публика, но и сам генерал губернатор и наказной атаман Евгений Осипович Мациевский. Из окрестных станиц и сел прибыло немало казаков и крестьян. Из агинских и ононских улусов приехали верхом и в запряжках страстные любители конных состязаний буряты.
Праздничной обстановке способствовала прекрасная погода и бравурная музыка духового оркестра. Перед началом выступлений провели по кругу для показа публике двух арабских жеребцов, серого Бодяка и золотисто-рыжего Дорогого. Жеребцы поступили в Читу в 1890 году для использования в табунах Забайкальского казачьего войска.
Слухи о резвом и изящном потомстве этих двух красавцев не сходили с уст, и горячий интерес к ним не остывал.
Первый старт. Скачку на полторы версты для лошадей старше 5-ти лет выиграл скакун крестьянина Ундургинского селения Михея Федорова. Его вороной жеребец, хоть и не удался ростом, но телосложения крепкого, дистанцию он проскакал за 2 мин. 8 сек., хозяину жеребца досталась призовая сумма в 200 рублей.
В следующей скачке на ту же дистанцию, но уже для лошадей младше 5-ти лет, первенствовала белая кобылица, принадлежащая Михаилу Токмакову. В рысистом заезде участвовало всего два рысака. Победителем стал, пробежав полторы версты за 3 мин. 24 сек., вороной жеребец Туман Григория Бердникова. Знатоки отметили, что такую же дистанцию этот рысак преодолел в марте, когда бежал по льду Ингоды отдельно на время, на семь секунд резвее. Выступать на песчаной дорожке, конечно же, тяжелее, чем по гладкому льду.
Большое впечатление на собравшеюся публику произвело мастерство джигитовки в исполнении казаков. Они на всем скаку поднимали с земли платочки, инсценировали погоню одного всадника за другим. При этом один из них на полном галопе ловко выхватил винтовку и выстрелил холостым зарядом в своего преследователя, который изобразил из себя убитого и тащился по земле, держась носком одной ноги за стремя.
В завершение казаки показали старинный способ защиты в минуту крайней опасности. На полном ходу они останавливали лошадей, укладывали их на землю и из-за этого живого укрытия открывали огонь, затем вновь молниеносно садились на лежащих коней, поднимали их и уносились прочь. За лихую езду и умелую джигитовку казаки получили дорогие подарки из рук генерала Мациевского.
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, делитесь в социальных сетях. Поддержите проект.
Нет ничего прекрасней фрегата под полными парусами, танцующей женщины и лошади на полном скаку.
/П. Мериме/