Загадочные, на первый взгляд, цивилизации Эгейского моря - минойская и микенская - на самом деле довольно хорошо изучены. И теперь не секрет, что внешнеторговые связи микенского мира простирались весьма далеко от Пелопоннеса — бедность материковой Греции металлическими рудами заставляла ахейцев проводить торговую и военную экспансию довольно интенсивно. Попросту говоря, микенцы с помощью меча и товаров закреплялись на других, часто чужих, территориях.
Санторинская катастрофа – мощное извержение вулкана на этом острове – резко подкосила господство минойцев на водных просторах Средиземноморья, и на первый план выступили микенцы. К востоку от Греции их присутствие обнаружено и на Крите, и в других местах вне материковой Греции: на островах Эгейского моря, на западном побережье Малой Азии, на Кипре. Именно последнему острову и посвящен наш рассказ.
На Кипре микенская керамика появляется уже в первой половине XIV века до нашей эры. Ее частично ввозили из Греции, частично изготавливали на месте в небольших торговых поселениях на побережье Кипра. Это археологи определили по характерным чертам части найденного материала и на это же указывает отсутствие сосудов подобного типа в Греции. Эта керамика импортировалась дальше на восток — в Сирию, Палестину и Египет. А с Кипра обратно в Грецию шла медь в слитках в виде овечьей шкуры со знаками кипро-минойского письма.
Присутствие микенцев на Кипре в конце XIII в. до н.э. — общепризнанный факт, однако оно, это присутствие, ограничивалось, скорее всего, лишь побережьем, тогда как внутренняя часть острова, богатая залежами меди, вероятно, принадлежала автохтонному населению.
На сегодняшний день на Кипре раскопано и исследовано два ранних микенских поселения — на плато Пила-Коккинокремос и на Маа-Палеокастро. Многочисленные находки предметов микенского времени были сделаны в поселении позднего бронзового века Энкоми, а также в Китионе и других местах.
Приглашаем вас на экскурсию на место высадки первого "десанта" соплеменников знаменитого царя Агамемнона на благословенный остров Кипр.
Маа-Палеокастро — это небольшой неширокий, всего 450 на 150 метров, полуостров в 25 км к западу от Пафоса.
Название Палеокастро (Palaeokastro, греч. «Старая крепость») полуостров получил по видимым остаткам крепостной стены на перешейке — рано или поздно археологи должны были прийти и сюда.
И они пришли в 1952 году. Археолог Порфириос Дикейос заложил на полуострове первый раскоп, чтобы изучить стратиграфию и находки. Он хотел связать эту крепостицу с Энкоми — крупным городищем в восточной части острова, имевшим слой бронзового века.
В конце 1970-х годов Дикейос вновь вернулся на Маа, чтобы провести здесь еще 7 лет — с 1979 по 1985 годы. Результаты этих раскопок были изданы в 1988 году Карагеоргисом и Демасом.
Удалось установить, что полуостров начал обживаться еще в начале халколита (или энеолита, то есть, в конце каменного века, в т.н. медном веке, во время перехода к бронзовому, в 4 тысячелетии до нашей эры) — были найдены земляночного типа жилища и керамика.
Ученые предполагают, что микенцы-колонисты высадились здесь около 1200 года до нашей эры.
Полуостров практически идеально подходит для основания на нем укрепленного поселения. По его сторонам расположены удобные песчаные гавани. Неподалеку, на берегу восточного залива, есть источник пресной воды (Вризи тис Маас, источник Маа) — он до сих пор живой и довольно востребован.
Однако, безусловно, для жителей такого поселения в первую очередь была важна безопасность и защищенность.
Маа смог предложить микенцам и это: со стороны заливов его склоны высоки, круты и обрывисты, а со стороны моря склон более полого спускается к воде.
Узкий перешеек между большой землей и полуостровом было легко перегородить мощной стеной, выстраивать которые микенцы были большие мастера.
В длину стена вытянулась на 70 метров, а в основании составила 3,5 м. Внешняя часть стены выполнена из плотно подогнанных друг к другу больших необработанных валунов, внутренняя — по тому же принципу, но из камней меньшего размера. Пространство между ними было заполнено щебнем. Для удобства защиты крепости изнутри вместо обычного проема для ворот микенцы построили обе части стены «внахлест» — расстояние между ними составляло 2,5 метра, а длина «коридора» — 4 метра.
Взятие таких ворот не гарантировало врагу проникновение в крепость – ведь сначала предстояло сразиться с ее защитниками в узком «коридоре».
Здесь уместно вспомнить Львиные ворота в самих Микенах — вход в город был защищен продолжением стены, и это узкое пространство прекрасно контролировалось со стен вокруг ворот.
Оставалось защитить поселение со стороны моря. На мысу выстроили стену, подобную предыдущей, только в месте соединения двух её сегментов было возведено прямоугольное сооружение, вероятно, дозорная башня. Такая же мощная постройка находилась и у ворот первой стены (не встроенная, однако, в неё).
Большинство построек поселения были не очень большими по размеру. Некоторые дома имели оштукатуренные полы и стены. А еще - мегарон, большой зал с очагом. И это было новинкой в архитектуре Кипра бронзового века. Микенское происхождение такого зала не вызывает сомнений. Подобные мегароны были найдены также в других поселениях Кипра с эгейским населением: Энкоми, Алассе и Султан Текке Ала.
Немного подробнее об исследованных зданиях
I (на плане выделено зеленым цветом): Дом был построен из обработанного камня. Есть предположение, что в начале своего существования сооружение использовалось как святилище, но никаких документальных свидетельств этому не найдено.
II и IV (на плане — розового цвета): Наличие мегарона в каждом из домов, нескольких небольших помещений (их условно считают складскими) и свидетельств о приготовлении и употреблении здесь больших объемов пищи позволило исследователям сделать предположение об общественном использовании этих двух домов.
III (на плане — желтого цвета): Длинные узкие помещения с пифосами внутри, вероятно, являлись складом.
Правда, новых Микен тут не случилось. К сожалению, за тысячелетия от прежней роскоши осталось очень и очень немного. Но и по остаткам сооружений и находкам археологи смогли восстановить основные вехи жизни этого небольшого микенского укрепления.
Жители поселения занимались металлургией и изготовлением керамики. Лишь небольшая часть посуды, которую нашли археологи, была привезена из Греции, остальное сделали на Кипре, но в материковых традициях. Очевидно, что переселенцы не рвали связь с родиной и ценили свою культуру.
Еще одна новинка для Кипра, которую привезли с собой колонисты — керамические ванны, привычные для Эгейской цивилизации, но незнакомые до того времени киприотам.
Раскопки показали, что существовало две фазы заселения полуострова Маа.
Примерно через четверть века существования поселение погибло в пожаре. Возможно, причиной гибели стали пираты, которые сначала разграбили, а потом подожгли Маа. Часть жителей спаслась, уйдя подальше от побережья. Потом они вернулись и восстановили, что смогли и как смогли. Разрушенный входной узел в стене перешейка заменили обычными воротами. Перед западной частью стены на мысу была построена еще одна стена. А прежние большие общественные комплексы были разделены на отдельные жилые ячейки. Мегароны были сохранены, но значительно уменьшены в площади. Кроме того, уцелевшие колонисты в строительстве использовали то, что в прямом смысле валялось под ногами — крупные осколки керамики, обломки стен и т.п.
Впрочем, и второй этап освоения Маа закончился уже примерно к 1150 году до нашей эры — поселение было окончательно оставлено по неизвестной причине. В более позднее время участок иногда и ненадолго вновь заселялся.
Сейчас он представляет собой заросшую местной растительностью небольшую "каплю" земли, живописно выдающуюся в море. По обе ее стороны расположены небольшие заливы.
А на самом почти исчезнувшем древнем поселении находится маленький современный музей. О нем мы расскажем в следующих экскурсиях.
Подписывайтесь на канал "Древности нашей ойкумены"! У нас много интересных материалов по истории и археологии.