Деколонизационные подходы в археологии появились как средство противодействия господству колониальных идеологий и повышения точности репрезентаций коренных народов.
Исторически сложилось так, что рутина основной археологической практики формировалась под влиянием западных (прежде всего, элитных евроамериканских) верований и категорий.
Хотя коренные народы уже давно используются в качестве информаторов, западные ученые осуществляют контроль над собственностью коренных народов, а знания и опасения коренных народов отодвигаются на задний план.
Деколонизация оказывает как политическое, так и практическое воздействие; она изменяет соотношение сил между учеными и субъектами, одновременно увеличивая объем и точность имеющихся данных по коренным народам.
На деколонизацию как археологическую теорию повлияли и другие критические исследовательские подходы, включая феминистскую теорию, теорию критических рас, постколониальную политическую теорию и гендерные исследования.
Хотя коренные народы были наиболее заметными сторонниками и бенефициарами деколонизации, методы деколонизации могут быть применены практически к любой исследовательской группе населения.
Например, можно было бы исследовать этнические меньшинства, бездомных, группы диаспор или других лиц, чьи взгляды и история были недостаточно хорошо представлены основной археологией.
Расширение коммуникации с носителями знаний из бывших колонизированных общин улучшает этический компонент археологической практики. Он также может улучшить выявление коллекций, содержание выставок в области образования и актуальность археологии для коренных народов и этнических меньшинств.
Деколонизация археологов направлена на устранение колониального влияния путем поощрения более тесного сотрудничества с коренными народами, пересмотра базовых знаний и уделения более пристального внимания этике обращения с наследием других народов.
Деколонизационные подходы явно направлены на восстановление материалов и знаний, которые были утрачены или стали невидимыми в течение поколений, живших в условиях колониального господства.
В политическом контексте усилия по деколонизации позволили бывшим зависимым или колонизированным коренным народам, этническим общинам и малым нациям получить независимость и местный контроль.
В археологическом контексте деколонизация аналогичным образом меняет баланс власти, освобождая коллекции и интерпретации от предполагаемой исключительности колониального контроля. Это достигается, в частности, путем поощрения более эффективного сотрудничества с общинами, пострадавшими от колонизации.
Основные стратегии деколонизации включают:
- критический анализ социальных и политических отношений;
- совместные консультации и исследования;
- рекультивацию культурных ценностей;
- восстановление культурных ландшафтов и объектов наследия; репатриацию человеческих останков;
- совместное захоронение археологических находок.
Исследования, проводимые с точки зрения деколонизации, как правило, сосредоточены не только на потенциально важных научных находках, но и на динамике власти и воздействия практической научной деятельности на определенную группу исследователей.
Акцент на сотрудничество делает его по своей природе активным и прикладным подходом к практической науке. Члены общин потомков и местные заинтересованные стороны могут быть привлечены в качестве партнеров при сборе материалов и данных о прошлом и разработке концепции устойчивого использования важных объектов наследия в будущем.
Члены общины могут предоставлять различные потоки данных, которые являются междисциплинарными, используя такие методы, как этнографические интервью и лингвистический анализ.
Археологические данные также, как правило, заложены в устные традиции, ритуальную деятельность и географические названия, которые со временем вызывают свидетельства взаимодействия людей старшего возраста с ландшафтом.
Деколонизация археологов может способствовать укреплению сотрудничества непосредственно в рамках их исследовательских планов в рамках процесса, определяемого как исследование с участием общин.
Деколонизация является одним из важнейших аспектов археологии коренных народов, широко определяемой как археологическая практика, которой руководит представитель коренных народов.
Группы коренного населения в основном прослеживают свою самобытность и привязанность к земле через историческую преемственность с обществами, существовавшими до колонизации; они часто поддерживают уникальные системы культурной и политической организации.
Исторически сложилось так, что носители знаний коренных народов давно участвуют в этом процессе в качестве научных информаторов и полевых работников.
Коренные общины, живущие после колонизации (или все еще находящиеся под ее влиянием), иногда колеблются, если не возражают, против проведения научных исследований в местах предков.
Прикладные науки никогда не бывают нейтральными; научные открытия могут спровоцировать или усложнить понимание сложных взаимосвязей между идентичностью, национализмом и социальной справедливостью.
Таким образом, археологи-деколонизаторы, независимо от их личного происхождения, пришли к выводу, что необходимо учитывать политические последствия их собственных социальных отношений как в дисциплине, так и на местах.
Они уделяют особое внимание отношениям между настоящим и прошлым населением, а также воздействию своих исследований.
Тщательно взвешивая вопросы этики и отношений с общинами, в которых они учатся, они надеются заменить колониальные привычки присвоения знаний на более учитывающие культурные особенности средства восстановления знаний.
Еще больше интересных статей читайте на моем канале.