Найти тему
Живопись

Художник Жан Батист Шарден: жизнь обывателей

За восемь лет до кончины великий художник Жан Батист Шарден вдруг нарисовал собственный автопортрет пастелью. Публика пришла в недоумение: что за блажь на старость лет менять привычки? Ведь маэстро обожал масляные краски и всю жизнь писал только ими!
"Автопортрет"
"Автопортрет"

Впрочем, объяснение оказалось, как водится, банальным: уставшие глаза уже не могли выносить раздражающего действия свинца в масле, а пастель давала возможность быть по-прежнему «в седле». До конца не изменив себе, художник продолжал рисовать излюбленные жанровые сценки, оставив потомкам множество реалистических оттисков своего времени на холсте.

"Молебен перед обедом"
"Молебен перед обедом"
"Карточный домик"
"Карточный домик"

Творчество Шардена – это бесконечная вереница бытовых сюжетов, из которых складывается точное представление о жизни «третьего сословия» во Франции XVIII века. Житель Парижа, мастер без устали рассказывал о жизни своих современников, но не привязанные к определённым местам, эти рассказы складывались постепенно в оду целой эпохе со всеми её деталями и милыми подробностями.

"Девушка, играющая в бабки"
"Девушка, играющая в бабки"

Излюбленные коричневые оттенки полотен как нельзя лучше подходят для исторической хроники, в которой со всей тщательностью описан целый мир. Мир, где обычные французы рождались, росли, жили, кормили свои семьи, воспитывали детей, у кого-то работали и как-то отдыхали. Особенно забавно рассматривать шарденовские бытовые сценки с позиции современного человека, избалованного благами цивилизации и едкими неоновыми расцветками.

"Прачка"
"Прачка"

В своё время Шарден считался непревзойдённым мастером цвета; сам Дидро восторженно отзывался о его потрясающем умении передавать живые дышащие формы предметов, будь то яблоко, ваза или погрызенный кошкой скат. Особым образом этот талант проявлялся в сюжетных картинках, излюбленной теме живописца. Благодаря умелому владению свето-цветовыми эффектами, он добивался такой реалистичности, что казалось, ещё мгновение – и герой повернёт голову, сделает движение рукой или шагнёт навстречу.

"Охотничья собака и натюрморт с дичью"
"Охотничья собака и натюрморт с дичью"
"Натюрморт с кроликом и цветами"
"Натюрморт с кроликом и цветами"
"Натюрморт с кошкой на столе и рыбой "
"Натюрморт с кошкой на столе и рыбой "

Прелестная зарисовка «Мыльные пузыри» замечательно иллюстрирует всё вышесказанное. Здесь есть и тёмно-коричневый глубокий фон, и особая техника в передаче структуры тканей одежды, объёма предметов и живого тепла человеческого тела. Композиция, собственно, состоит из фигуры молодого человека крупным планом, тонкой соломинки с большим мыльным пузырём на её кончике, стакана с мыльной водой по руку от юноши и головки любопытного малыша на заднем плане.

"Мыльные пузыри"
"Мыльные пузыри"

Глубокое напряжение скрывается за внешней непринуждённостью; всё замерло в ожидании. Оторвётся ли мыльное чудо от своей привязи и полетит по воздуху или рассыплется тысячей сверкающих брызг? Молодой человек осторожно дует, сосредоточив всё внимание на пузыре, ребёнок не сводит глаз с прозрачного поблёскивающего шара, да и сам пузырь, похоже, не прочь уже отправиться в полёт. Только стакан не разделяет всеобщего возбуждения: ведь в его берегах плещется, по крайней мере, ещё сотня таких же воздушных шариков.

Простая бедная одежда главного героя, порванный рукав поношенной куртки и выглядывающая из дыры рубаха должны бы вызывать жалость у зрителя. Но не это важно художнику. Одухотворённое, полное серьёзной сосредоточенности лицо юноши и блестящий плод его усилий рождают чувство гордости и восхищения. И невольно замираешь вместе с героями и самим Шарденом, тайно молясь о том, чтобы мыльный пузырь всё-таки полетел.

Фрагмент картины "Прачка"
Фрагмент картины "Прачка"

Канал «Живопись»: подпишись