Ива́н Миха́йлович Снегирёв (23 апреля (4 мая) 1793[1], Москва — 9 (21) декабря 1868, Санкт-Петербург) — русский историк, этнограф, фольклорист, археолог, искусствовед, участник кружка Н. П. Румянцева, сторонник теории официальной народности, первый исследователь русского лубка. Член-корреспондент Санкт-Петербургской академии наук (с 1854).
Родился 23 апреля (4 мая) 1793 года в Москве в семье Михаила Матвеевича Снегирёва.
Получив первоначальное домашнее образование, в 1802 году он начал учиться в гимназии при Московском университете. В 1807 году стал студентом Московского университета, где в 1809 и 1810 годах получал серебряные медали за сочинения по этико-политическому и словесному отделениям. В 1810 году[4][5] (по другим сведениям — в 1814) окончил словесное отделение университета. В 1815 году Снегирёв получил степень магистра словесных наук; с 1816 года стал преподавать латинский язык на кафедре римской словесности и древностей Московского университета — сначала в звании адъюнкта; в 1826—1835 годах — профессор Московского университета. В 1817—1827 годах он также преподавал русскую словесность в гимназии Воспитательного дома.
Был цензором Московского цензурного комитета (1828—1855), через него прошли в печать такие произведения, как «Евгений Онегин» и «Мёртвые души».
Я БЫ СЧИТАЛ ОДНОГО ВЫШЕ ОБОЗНАЧЕННОГО ФАКТА В ЕГО БИОГРАФИИ ДОСТАТОЧНЫМ ЧТО БЫ СЧИТАТЬ ИВАН МИХАЙЛОВИЧА ВЫДАЮЩИМСЯ ЧЕЛОВЕКОМ СВОЕГО ВРЕМЕНИ!
Но талантливый человек... Талантливый? Думаю, что нам ещё предстоит переосмыслить труды многих выдающихся деятелей того времени! Так Владимир Иванович Даль создал ПРАКТИКУМ для азбучного разбора слов, а в собранном Иван Михайловиче материале...
Мы только уточнили смысл некоторых непонятных слов. Он сам всё объяснил:
" Кажется, нигде столь резко и ярко не высказывается внешняя и внутренняя жизнь народов всеми ея (единение многих начал -- смысл слова) проявлениями, как в пословицах, в кои (опора от границ истоки) облекаются его дух (соединить в единое неделимое в одной точке действия на все стороны и со всех сторон), ум и характер. Летучее слово (от начального закона к точке собравшее и влияющее далее, дающее много единства), проникнутое и одухотворенное живущей ( от границ собирающей) мыслию, получает самобытность (соединить в единые действия, в массив и от границ далее) и вековечность ( к новому, цельному). Всё меняется, одна правда остаётся.
И так не без основания, пословицы сами себя определяЮГ (не определяют, а именно в конце слова ЮГ -- соединить многое малое, различное!) правдивыми, истинными, неприложными ( в твёрдых границах которые нельзя преодолевать -- ОЖ), недоступными: Пословица правдива; Пословица не мимо (дела) молвится; Старая пословица не сломится; На пословицу суда нет. Но ни глупая, ни пьяная речь не пословица, следственно только умная, трезвая, здравая.
От присутствия в пословицах вечной правды, соединяющей в себе разумность, свободу и нравственность, ИМ ПРИПИСЫВАЛИ БОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ ( Б -- довести, ОЖ -- границы дозволенного), а по незапамятной, предисторической давности, возводили их к младенчеству рода человеческого с духом БОЖИИМ ( Б -- довести, ОЖ -- границы дозволенного источник многих действий). Сродни ей и младенческая одежда как знак ( начало многих точек отсчёта начального) ея ( многого единения многих точек действий) чистоты и простоты. Вот почему сама небесная правда и возсиявшая от земли истина облекались в одежду притчи и пословицы, когда благоволили притти (идти много "туда") в явление человечеству.
Как искони ( много исходит соединения опора) всё истинное, праведное (ЕД -- единение в цельное), преизящное (ЯЩ -- от многих точек различного к одному, к цельному) называлось божественным ( закон бытия, т.е. свойственное человеческому роду в противоположное ОТ САТАНЫ): то и народ всякое убеждение в сущей правде и неотложной истине почитает внушением свыше, гласом божьим: Глас народа -- глас божий. Совесть добрая -- глас Божий. Етот ( много единения "туда") живой голос, по сущности своей, столь внятный сердцу человеческому, столь согласный с его совестью и умом, раздаётся от НАЧАЛА МИРА во всех племенах и языках, в их жизни и пословице. Он живёт с народами и ПЕРЕЖИВАЕТ ИХ. Доказательство тому найдем в пословицах, выражающих вечныя (ЫЯ -- продолжение для новых отправных точек) неизменныя (ЫЯ) истины, уставы естественного разума, ОН У РАЗНЫХ НАРОДОВ одинаковы; потому что происхождение их ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ".
Одним из первых Снегирёв стал изучать русские пословицы, поговорки, народный быт, обряды, праздники. В 1831—1834 гг. напечатал труд «Русские в своих пословицах. Рассуждения и исследования об отечественных пословицах и поговорках» (Кн. 1—4).
В 1836 году оставил преподавательскую деятельность и целиком посвятил себя этнографическим и археологическим исследованиям. В 1837—1839 годах издал сочинение «Русские простонародные праздники и суеверные обряды» (Вып. 1—4), за которое в 1840 году академия наук удостоила его Демидовской премии. В 1844 году он опубликовал работу «О лубочных картинках русского народа» (2-е издание, дополненное и переработанное под названием «Лубочные картинки русского народа в московском мире» вышло в 1861 году). Затем появились его работы о древней Москве: «Памятники московской древности». — (М., 1842—1845), «Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества» (вып. 1—18, 1846—1859; 2-е изд., 1848—1860, совместно с А. А. Мартыновым), «Памятники древнего художества в России». — (М., 1850).
Всё, что мы хотим знать о нашем прошлом, настоящем и будущем -- сказано словом! Нам досталось потрясающее воображение наследие: ВЕЛИКИЙ МОГУЧИЙ РУССКИЙ ЯЗЫК.