Найти в Дзене
Sailaway Now

ПОЖАР НА «КАТТИ САРК» – ТАЙНА РАСКРЫТА? Глава 1. Как это было.

Текущий 2019 г богат юбилеями, связанными с морской историей. 16 июля исполнилось 200 лет со дня выхода из Кронштадта кораблей 1-й русской антарктической экспедиции, о которой я рассказал в серии ранее опубликованных статей, а 29 августа – 240 лет со дня рождения её руководителя Фаддея Фадеевича Беллинсгаузена. Можно вспомнить и 500-летие начала первого в истории кругосветного плавания под командованием Фернана Магеллана (20 сентября 1519 г), и 485-летие первой экспедиции французского мореплавателя Жака Картье к берегам Америки (1534 г) (1), и 305-летие первой победы созданного Петром Великим молодого Балтийского русского флота в Гангутском морском бою (7 августа 1714 г), и 220 лет со дня рождения выдающегося английского мореплавателя и полярного исследователя Эдварда Белчера (27 февраля 1799 г), и 120-летие спуска на воду прославленного русского крейсера «Варяг» (1899 г), ставшего персонажем множества книг, кинофильма и двух песен…

А на исходе года, 22 ноября, «стукнет» 150 лет единственному дожившему до наших дней «чайному» клиперу - последнему представителю «элиты» парусного флота позапрошлого века. Имя его до сих пор «на слуху» в разных концах Земли, и даже совершенно не интересующихся морем и кораблями люди знают, в большинстве своём, что «Катти Сарк» (Cutty Sark) – это не только популярная марка шотландского виски, сеть магазинов оптики или бар на знакомой улице.

-2

В преддверии столь знаменательного дня я хотел бы воздать должное великолепному кораблю, которому 15 лет назад – в год его 135-летия – даже посвятил стихотворение (2), познакомить читателей с историей клипера, полной кажущихся невероятными приключений, неожиданных поворотов и впечатляющих побед. Увы! После чуть было не уничтожившего судно пожара 2007 г у многих наших современников словосочетание «Катти Сарк» ассоциируется исключительно со зрелищем обугленных руин в теленовостных сюжетах и на бесчисленных газетно-журнальных фото. Проигнорировать данное обстоятельство никак нельзя. Кроме того, с пожаром связано, на мой взгляд, слишком много вопросов, так и оставшихся без ответа – следовательно, упоминание «между делом» здесь тоже не годится.

Вот почему я решил начать цикл посвящённых «парусному юбиляру» публикаций с, если хотите, семичастного эссе, в котором попробую восстановить картину нашумевших событий 12-летней давности по имеющимся в интернете (в основном, англоязычным) материалам. А чтобы вам, уважаемые читатели, была понятна логика моих рассуждений, приведу здесь кое-какую информацию, дающую общее представление о достижениях «Катти Сарк» за 85 лет её активной службы.

Подлинное носовое украшение "Катти Сарк" (в настоящее время на форштевне установлена копия) - Нэнни Ди.
Подлинное носовое украшение "Катти Сарк" (в настоящее время на форштевне установлена копия) - Нэнни Ди.

О происхождении названия судна я очень кратко рассказал в статье «Разве корабль – женщина?» (3). Там же упоминал, что носящий имя героини шотландского фольклора – ведьмы Нэнни Ди Катти Сарк (по-гэльски «Короткая сорочка») – клипер был построен кораблестроителями Скоттом и Линтоном на верфи у реки Клайд, в шотландском городе Думбартоне. Уточню, что 22 ноября 1869 г – это дата спуска корабля на воду.

С точки зрения конструкции, «Катти Сарк» была (думаю, всем уже понятно, почему в женском роде) судном, необычным для своего времени во многих отношениях. Самой важной её отличительной особенностью был удлинённый корпус с изящными обтекаемыми обводами, позволявший даже без помощи типичных для любого клипера дополнительных парусов – лиселей - двигаться при слабом ветре, а при достаточно сильном попутном развивать скорость до 18 узлов (33,35 км/ч). Впрочем, парусами корабль тоже не обделили: общая их площадь составляла 32 000 квадратных футов (2972,8 кв.м), т.е. ими можно было покрыть 11 теннисных кортов!

В свой первый, «девичий» рейс (4) «Катти Сарк» отправилась из Лондона 16 февраля 1870 г, обогнула мыс Доброй Надежды и за 3 с половиной месяца достигла Шанхая. Там она взяла на борт груз китайского чая, для перевозки которого, причём за рекордно короткое время, её и сконструировали.

Форштевень "Катти Сарк".
Форштевень "Катти Сарк".

На самом деле клиперу довелось совершить только 8 таких «чайных» рейсов, и ни в одном из них не был установлен рекорд скорости перехода. Непосредственно после спуска «Катти Сарк» на воду был открыт Суэцкий канал, быстро сделавший парусники на европейско-китайских линиях не только морально устаревшими, но и экономически невыгодными. Пароходы, имевшие и раньше такое важное преимущество, как независимость от капризов ветра, получили теперь ещё одно: укоротившийся водный маршрут позволил брать на борт меньше топлива и, следовательно, выделять больше внутреннего пространства корпуса под грузовые трюмы.

В результате «чайные» клиперы, до сих пор считающиеся наивысшей ступенью в эволюции парусных торговых судов (более поздние металлические «ветровыжиматели» (windjammers) – это всё-таки уже не то), превратились в «шерстяные» - те из них, от которых судовладельцы не пожелали избавляться, были переброшены на линию Австралия – Великобритания и задействованы в перевозках овечьей шерсти. И вот тут-то «Катти Сарк» себя показала! В 1885 г она совершила переход из Сиднея в Лондон с грузом за рекордное для движимых ветром судов время – всего 73 дня. Были и другие рекорды – на «шерстяном» маршруте «Катти» не знала себе равных, а иногда даже обгоняла пароходы!

По словам Ричарда Дафти, исполнительного директора «Треста Катти Сарк» - некоммерческой организации, специально созданной для содержания корабля - «Катти» можно назвать «Феррари своих дней, потому что она была олицетворением скорости под парусами».

Ричард Дафти.
Ричард Дафти.

Когда клиперы окончательно проиграли пароходам борьбу за океанские торговые пути, «Короткую сорочку» продали португальцам. Под их флагом она ходила в годы 1-й мировой войны; в 1920-х была возвращена на родину; во время 2-й мировой использовалась для обучения курсантов военно-морского колледжа, а в 1951 г пришвартовалась в Лондоне для участия в «Фестивале Британии». Вскоре после этого её приобрело «Общество сохранения Катти Сарк» - возглавляемая Принцем Филиппом, герцогом Эдинбургским, организация-предшественник вышеназванного «Треста». Клипер поместили в сухой док в Гринвиче, на юго-востоке Лондона, и превратили в музей парусного судоходства. С момента открытия этого музея по злосчастный май 2007 г корабль посетили более 15 миллионов человек.

По моему субъективному мнению, даже не имей «Катти Сарк» такого «послужного списка», её всё равно следовало бы сберечь – хотя бы как памятник занявшему своё место в истории классу кораблей. Сохраняют же в разных частях света ничем, по большому счёту, не прославившиеся старинные архитектурные сооружения, локомотивы, автомобили и другие транспортные средства…

"Катти Сарк" в 1987 г.
"Катти Сарк" в 1987 г.

Но наступил ХХI век – совсем не такой, каким он виделся излишне оптимистично смотревшим в будущее писателям-фантастам предыдущего столетия… И легенда трёх океанов, видевшая две мировые войны, выдержавшая несчётное количество бурь, включая ураганы и тайфуны, подверглась самому страшному за всю свою корабельную жизнь испытанию.

В ноябре 2006 г музей на борту «Катти Сарк» был закрыт для посетителей - началась реализация широкомасштабного, стоимостью в 25 миллионов фунтов стерлингов, проекта реставрации. Необходимость её была к тому времени очевидна: коррозия железного остова клипера, катализируемая (ускоряемая) солью, содержащейся в морской воде, приняла уже такой характер, что целостность 138 лет восхищавшего своими линиями не только специалистов корпуса оказалась под вопросом.

Непосредственную организацию реставрационных работ «Трест Катти Сарк» вменил в обязанность специально созданной компании «Катти Сарк Энтерпрайзез» (Cutty Sark Enterprises, президент – Крис Ливетт). В соответствии с заключённым договором, строительный менеджмент должна была осуществлять компания «Хири Интернэйшнл Лимитед». Последняя, в свою очередь, заключила 2 субдоговора: с фирмой «Маннелли Суппорт Сервисез» (Mannelli Support Services) - о круглосуточной охране реставрационной площадки; и с «Кросби Электрикал Сервис Лимитед» (Crosby Electrical Service Ltd) - на установку и эксплуатацию временной системы питания осветительных и других электроприборов.

Сухой док, в котором размещалась «Катти Сарк», находился на Аллее короля Вильгельма, в Гринвиче, Лондон, Юго-восток, 10. Нос корабля был обращён к реке Темзе, правый борт – к Аллее короля Вильгельма, а левый - к открытой территории для пешеходов над подземной автостоянкой. С востока, запада и севера реставрационную площадку огораживал временный деревянный забор, а с юга – каменная стена. С внутренней стороны северного ограждения стояли металлические судовые контейнеры, использовавшиеся в качестве офисов. Далее, за деревянной оградой, к юго-западу от объекта располагался выставочный Павильон.

До 2007 г.
До 2007 г.

В «Рапорте о расследовании пожара на борту клипера «Катти Сарк» от 29 сентября 2008 г» (в дальнейшем – просто «Рапорт») говорится, что главный вход на площадку, на Аллее Короля Вильгельма к юго-востоку от судна, представлял собой большие деревянные ворота, которые на самом деле вели в будку охраны поблизости от юго-восточного угла сухого дока. В западной части ограды имелось ещё двое деревянных ворот. Также на территорию можно было попасть через один из северных контейнерных офисов, оборудованный автоматической системой, реагировавшей на пропускные карты – идентичной установленной внутри будки охраны. Обе они использовались для регистрации лиц, приходивших на объект и уходивших с него.

Доступ с пирса сухого дока к строительным лесам обеспечивали 3 пешеходных мостика с правого борта судна - у носа, в средней части корпуса и у кормы. В твиндек можно было попасть с лесов, перейдя сначала на металлический шпангоут судового корпуса, или, пройдя по пирсу сухого дока, через обычный вход для посетителей, посередине корпуса на левом борту.

Объект (т.е. корабль плюс территория площадки) охранялся – по крайней мере, таковы были условия договора – 24 часа в сутки: одним человеком в дневную смену (7:00 – 19:00) и двумя – в ночную (19.00 - 7.00). В продолжение последней один из охранников отвечал за безопасность Павильона, другой – непосредственно за объект. На встрече представителя «Хири Интернейшнл» с руководством охранного предприятия «Маннелли Суппорт Сервисез» было отдельно оговорено, что ночная смена должна каждый час обходить границу реставрационной площадки как изнутри, так и снаружи. Проведение патрулирования следовало подтверждать записью в журнале регистрации происшествий и звонком на автоматизированную телефонную станцию.

Временная система выявления огня была установлена фирмой «Кросби Электрикал Сервис Лимитед» и состояла из детекторов температуры, помещённых в твиндеке и на нижней палубе, тревожной сигнализации на судне и трёх устройств с лампами сигнализации с внешней стороны периметра судна. Контрольная панель располагалась на пирсе сухого дока, рядом с входом на «Катти Сарк» по левому борту; электричество поступало сюда от главного левобортного распределительного устройства (ГРУ). На борту судна не было действующей спринклерной (разбрызгивающей) системы пожаротушения, хотя в скулах имелись насосы, оставшиеся от ранее установленной системы такого типа, которую убрали, как мешавшую реставрационным работам.

21 мая 2007 г.
21 мая 2007 г.

В «чёрный» понедельник 21 мая 2007 г Пожарная бригада Лондона была вызвана к «Катти Сарк» в 4 часа 47 минут 56 секунд утра (по британскому летнему времени) звонком с мобильного телефона одного из дежуривших в ночную смену охранников. Видеокамеры системы наблюдения по левому борту судна, располагавшиеся не прямо перед бортом, а в некотором отдалении, в первый раз зафиксировали пламя в 4 часа 47 минут 49 секунд. Судя по отснятому видео, не позже чем через 3 минуты после появления первых видимых языков пламени огонь распространился почти по всему кораблю – а не позже чем через 6 минут после первого вызова пожарники были уже на месте. Правда, явились они, к сожалению, не «во всеоружии».

«Этому, однако, предшествовал вызов на пожар в Гринвичском университете, на Аллее Короля Вильгельма, Лондон, Юго-Восточный округ 10, - говорится в «Рапорте». - 2 насоса …. и гидравлическая платформа… были посланы по этому адресу. Отправка гидравлической платформы при вызовах в Университет производится постоянно и стала стандартной процедурой, и все эти 3 машины отбыли с Гринвичской пожарной станции».

Как же развивались события дальше? По прибытии пожарных на объект начальник их смены заметил, что пламя, охватившее уже всё судно, выше и сильнее в кормовой части. В 4.53 он послал в свой центр управления сообщение с просьбой прислать дополнительные насосы (чтобы их было хотя бы 6). Затем приехали ещё 3 команды: с пожарных станций Восточного Гринвича, Дептфорда и Ли Роуд. В общей сложности, с пламенем в то утро сражалось до 50 пожарников и 8 пожарных машин.

-9

На вопрос того же начальника смены, есть ли на объекте баллоны с жидким газом, охранники ответить не смогли (они, как утверждали потом в «Маннелли Суппорт Сервисез», об этом ничего не знали), и пожарник потребовал немедленной встречи с руководителем реставрационных работ. Тот приехал довольно быстро. Выяснилось, что в двух клетях недалеко от правого борта «Катти Сарк» действительно находились такие баллоны. Пожарная бригада переместила их в безопасное место за пределами огороженной территории.

По словам Йэна Оллчина, представителя Лондонской Пожарной бригады, в это время, хотя воду и направляли на огонь, реакция была «оборонительной», а к «наступательным» действиям против пожара перешли лишь после того, как территорию сочли безопасной.

Корреспондент газеты «Гардиан» в помещённом на её сайте 21 мая в 16.01 материале утверждает, что процедура эвакуации, необходимость в которой возникла из-за наличия на объекте баллонов, задержала борьбу с огнём на 45 минут, и, похоже, видит в пресловутых баллонах основную причину того, что огонь, прежде чем был потушен, причинил значительный вред. Ни в этом, ни в других относящихся ко дню трагедии репортажах с объекта мы не находим ни слова о втором (точнее, хронологически первом) пожаре и о возникших в связи с ним трудностях.

Машина Пожарной бригады Лондона.
Машина Пожарной бригады Лондона.

В 5.28 утра начальник смены передал руководство операцией старшему по чину офицеру пожарной службы. К тому времени ситуация была уже взята под контроль, и через несколько минут на нижней палубе остались только догорающие уголья. По информации Би-Би-Си (заметка «Пламя крушит исторический корабль «Катти Сарк», 21 мая 2007 г, 17.00 по британскому летнему времени), огонь окончательно погасили к 7.00. Поскольку пожар произошёл в нерабочее время на фактически безлюдном объекте, человеческих жертв не было.

Полиция впервые появилась на месте в 4.51 утра. Пожарная бригада Лондона согласовала с ними границы 200-метровой запретной зоны, закрытие ближайшего пешеходного подземного перехода и эвакуацию частных жилищ из близлежащей части Катти Сарк Гарденз («Садов Катти Сарк»). Доступ на место событий был запрещён всем, кроме специально вызываемых Пожарной бригадой Лондона лиц.

Как только удалось справиться с огнём, пожарные и офицеры Отдела уголовных преступлений (ОУП) полиции Гринвича приступили к первоначальному расследованию.

Доска у входа в полицейский участок Гринвича.
Доска у входа в полицейский участок Гринвича.

Объяснения непосредственных свидетелей случившегося - двух дежуривших ночью охранников - были, как указывает «Рапорт», «расплывчатыми и непоследовательными». Выяснилось, что из журнала регистрации происшествий, который охранники были обязаны заполнять, вырвана страница 93, предназначавшаяся как раз для информации о происходившем в ночь с 20 на 21 мая. Эта страница была потом найдена в будке охраны, в… ведре для бумажного мусора. Оказалось, что она содержит ряд поддельных записей, внесённых в журнал, согласно указанному в них времени, до (и в) 7 часов утра 21 мая (а фактически, как нетрудно сообразить, гораздо раньше). Все рутинные патрулирования были отмечены как надлежащим образом завершённые, ни о каких инцидентах не сообщалось. Последняя запись, сделанная якобы в 7 утра, гласила: «Дежурство сдано. Всё в порядке».

Охранник, обязанный патрулировать Павильон, заявил тем же утром, что страницу 93 вырвал ранее его напарник, потому что на неё случайно что-то пролили. Чуть позже в тот же день 21 мая «страж Павильона» на допросе признался в подделке записей в журнале – с целью дать возможность напарнику пораньше (в 5 утра) уйти с ночного дежурства, поскольку тот якобы почувствовал недомогание. После пожара, пытаясь скрыть следы подделки, они вырвали страницу. Но другой охранник, отвечавший за внутреннюю сторону ограждения, даже не упомянул о своём недомогании или о намерении раньше уйти с поста. По его словам, он понятия не имел, почему и отчего исчезла страница 93, хотя и знал, что её вырвали: дескать, заполнение журнала - дело его коллеги.

Полицейский участок Гринвича, Лондон.
Полицейский участок Гринвича, Лондон.

Полиции удалось разыскать несколько других свидетелей – кого на месте происшествия, кого с помощью центральной и региональной прессы.

Морин Тэйлор, чей дом соседствует с реставрационной площадкой «Катти Сарк», сказала, что её разбудил «громкий звук взрыва». «Как только я выглянула в окно, я увидела языки пламени, и они уже были высокими». Затем она вывела из дома свою 11-летнюю дочь и семейных собак и перешла с ними дорогу. «Везде в небе летал пепел».

В показаниях других свидетелей также фигурировал взрыв. Жители близлежащих домов рассказывали, что услышали его грохот около 4.45 утра. Была замечена уезжавшая с примыкавшей к объекту территории автомашина серебристого цвета. Первые репортажи с места происшествия фактически озвучивали только одну версию возникновения пожара – поджог, диверсия, акт вандализма.

Судя по этим сообщениям, полиция поначалу склонялась к тому же мнению. В новостях Би-Би-Си днём 21 мая 2007 г, в 14.47 по британскому летнему времени, говорилось:

«Полицейские пока не знают причин пожара, но сказали, что он представляется им подозрительным. Это означает, что пожар мог возникнуть скорее по злому умыслу, чем случайно».

Через 2 с небольшим часа, в 17.00, Би-Би-Си сообщала уже следующее:

«Полиция анализирует заснятые видеокамерами замкнутой системы теленаблюдения кадры, на которых, как думают следователи, можно увидеть людей, бывших в том районе незадолго до начала пожара… Инспектор Брюс Миддлмисс сказал, что следователи рассматривают возможность того, что пожар был устроен сознательно».

Тесса Джоуэлл
Тесса Джоуэлл

Реакция властей не заставила себя ждать. Министр культуры лейбористского правительства Великобритании Тесса Джоуэлл ещё до посещения объекта заявила, что сообщение о пожаре «ужаснуло» её, и добавила:

«Катти Сарк» - святыня в нашем наследии и всемирно знаменитый, известный миллионам памятник. Я очень сильно надеюсь, что «Катти Сарк» можно отреставрировать, дабы она опять оказалась на своём месте - одного из величайших украшений Лондона и всего мира».

Лейборист Ник Рэйнсфорд, депутат Палаты общин от Гринвича и Вулвича, побывавший на «Катти Сарк» на предшествовавшей трагедии неделе, сказал, что пожар нанёс «ужасный удар»:

«Это самый знаменитый в мире корабль, и он привлекает миллионы туристов. Люди по всему миру падут духом от такой новости».

Заглянув на объект в тот же понедельник днём, Тесса Джоуэлл поделилась с прессой своими впечатлениями от увиденного: «Совершенно падаешь духом. Это же святыня, не только здесь, в Гринвиче, но и для всего мира».

Корреспондент РИА «Новости» Александр Смотров в репортаже из Лондона (20.40 по Москве, следовательно, 17.40 по британскому летнему времени, 21 мая 2007; правда, текст обновлён в 9.38 7 июня 2008 г) сообщил, что она пообещала от лица правительства «всестороннюю поддержку» в восстановлении «Катти Сарк», но не уточнил, в чём таковая должна была выразиться. Дословно:

«Она пока отказалась сообщить, будет ли правительство выделять конкретные деньги для помощи в восстановлении корабля. "Все надо делать поэтапно, и сейчас главная задача - оценить размер ущерба и определить, сколько дополнительных средств на восстановление потребуется, мы готовы сотрудничать с фондом "Катти Сарк" и привлечь средства из фонда лотереи "Наследие", и правительство будет оказывать всю возможную поддержку в этом", - заверила министр».

Вот так. Очень похоже по смыслу на реплику одного из персонажей популярной когда-то советско-итальянской кинокомедии: «Ты настоящий мужчина, Андрей. Иди! МЫСЛЕННО я с тобой!».

Ник Рейнсфорд
Ник Рейнсфорд

Роль «настоящего мужчины», за спиной которого «спряталась» рассыпавшая направо и налево красивые и правильные слова «министерша» культуры, исполнял в данном случае «Трест Катти Сарк» (у Смотрова – «Фонд Катти Сарк»), который и без «подсказки» чиновницы предпринял усилия по определению размеров ущерба и поиску дополнительных средств на реставрацию судна. Принц Филипп, герцог Эдинбургский, президент «Треста» и основатель выполнявшего ранее функции оного «Общества сохранения Катти Сарк», приехал в Гринвич 23 мая. В день трагедии представитель Букингемского дворца сделал заявление по поводу случившегося: «Герцог расстроился, услышав о пожаре, такой досадной неприятности с важным образцом нашего национального мореходного наследия».

Инспектирование судна после пожара показало, что, несмотря на хорошо заметные повреждения, часть конструкции осталась нетронутой, и что клипер, возможно, удастся восстановить.

Наибольшую тревогу вызывал железный остов корабля, который и придавал корпусу его уникальную форму. Возникал вопрос: не деформировался ли каркас под воздействием экстремального жара до непоправимого состояния? Это означало бы, что подлинная, сохранившаяся с позапрошлого века «Катти Сарк» перестала существовать.

Вид на реставрационную площадку после пожара
Вид на реставрационную площадку после пожара

По словам Ричарда Дафти, пожар стал для него «невообразимым шоком». «Когда вы теряете изначальную структуру, вы теряете почерк мастеров. Вы теряете саму историю… Что есть в «Катти Сарк» особенного, так это тимберсы, железные шпангоуты, которые ходили в моря Южного Китая; и трудно допустить даже мысль о чём-либо, угрожающем их существованию».

«Первоначальные заключения сводятся к тому, что эта проблема не является неразрешимой, - сообщил репортёрам после того, как было разрешено осмотреть корабль, технический менеджер «Треста Катти Сарк» Йэн Белл. «Есть некоторые локализованные деформации, но нет принципиальной деформации (металла – S.N.). Это не так плохо, как могло бы быть».

Складывалось впечатление, что и корабль, и ценители артефактов истории судостроения и мореплавания по всему миру избежали наихудшего «сценария». Им здорово повезло: на момент возгорания «Катти Сарк» пребывала даже не в полу-, а в почти разобранном состоянии. Больше половины конструкционных элементов судна, в том числе 3 100-футовых (33-метровых) мачты и 250 сделанных из тика досок обшивки, были уже сняты по плану реставрационных работ и увезены на консервацию. Носовая фигура, Нэнни, также была в безопасности – во временном выставочном центре по соседству с «Катти Сарк». Знаменитые нос и корма клипера тоже не получили значительных повреждений. Сильнее всего пострадала… временная деревянная крыша, установленная, чтобы обеспечить кровлю для 65 плотников, монтажников и других рабочих.

Крис Ливетт
Крис Ливетт

Крис Ливетт, президент «Катти Сарк Энтерпрайзез», сказал, что, если корпус окажется нетронутым, то судно «восстановимо». «Это, как мы ожидаем, придаст нам даже больше решимости вернуть корабль к жизни и работе и сохранить его, насколько это возможно, в первоначальном виде». Он был не в состоянии назвать величину стоимости причинённого пожаром ущерба, но Ричард Дафти подсчитал, что каждый дополнительный день работ обойдётся в 10 тыс. фунтов.

Ливетту, как он выразился, было «трудно допустить» саму мысль, что можно желать уничтожить парусник, давно ставший «сердцем Гринвича». «Мы все обезумели оттого, что кто-то мог захотеть сделать такое. Персонал до сих пор в слезах».

Иначе отреагировал на ситуацию исполнительный директор «Треста Катти Сарк». На вопрос, не думает ли он, что этот пожар выглядит подозрительно, мистер Дафти ответил: «Мне трудно поверить, чтобы какое-либо наше действие могло привести к возгоранию на судне. Посреди того места, где начался пожар, нет ничего электрического. Когда я думаю об этом, ничего, кроме дерева и металла, не приходит мне в голову».

Похоже, несчастный случай казался Дафти менее вероятной причиной постигшей «Катти Сарк» беды, чем целенаправленный поджог.

-17

Что касается дополнительных средств, необходимых для устранения последствий пожара, то, по предварительным оценкам «Треста», они должны были составить минимум 10 миллионов фунтов стерлингов. Ричард Дафти уточнил, что к понедельнику 21 мая «Трест» уже освоил четверть общей, в 25 млн фунтов, первоначальной суммы стоимости реставрационного проекта. Незадолго до пожара проект получил грант в 11 миллионов от Национального Фонда упоминавшейся г-жой Джоуэлл лотереи «Наследие», но и тогда для осуществления плана консервации не хватало 7 миллионов фунтов.

«Одной страховки будет недостаточно. Мы собираемся дать старт широкой апеллирующей к общественности кампании, чтобы собрать ещё до 10 миллионов фунтов».

Старт дали уже вечером 21 мая, когда был обнародован призыв помочь в спасении «Катти Сарк».

Продолжение следует

-18

_____________________________________________________________________

(1) – В 1534 году Картье отправился на двух судах в плавание через Атлантику; в июле того же года достиг Северной Америки, исследовал часть побережья полуострова Лабрадор и острова Ньюфаундленд, которые назвал Новой Францией и объявил владениями французской короны. По возвращении из путешествия был награждён королём, который распорядился выделить 9 тысяч ливров на новую экспедицию.

(2) – См. https://zen.yandex.ru/media/id/5c8de4a5d4eea800b27483c2/preambula-k-novoi-teme-posviascenie-katti-sark-5dcc39b5ee79f72ab47fa6f8

(3) – См. https://zen.yandex.ru/media/id/5c8de4a5d4eea800b27483c2/razve-korabl--jenscina-5c8de4a5d4eea800b27483c3

(4) – См. там же.