Отчего нам так интересно читать отзывы зарубежных зрителей на старые советские фильмы? Наверное, так мы открываем эти фильмы заново. Хорошо знакомое нам кино, пересмотренное несчётное число раз, вдруг раскрывает неведомые для нас грани. Не обязательно соглашаться с далёким рецензентом. Очень может быть, что он увидит нечто парадоксальное, невообразимое и даже невозможное с нашей точки зрения. Поместит в новый культурный контекст - и сравнит с собственным зрительским опытом. Тем любопытней, мне кажется, если в прицел внимания попадает советская кинофантастика. Например, дилогия Ричарда Викторова "Москва - Кассиопея" (1974) и "Отроки во Вселенной" (1975). Эту публикацию я посвящаю 90-летию со дня рождения режиссёра.
«Москва – Кассиопея» (1974)
Автор обзора – Тодд (Сан-Франциско, США), август-сентябрь 2017 г.
(перевод – Александр Седов)
Ссылка на оригинальный английский текст
Отправить подростков в пожизненное космическое путешествие – идея, которую, я уверен, одобрили бы многие родители, а составленный ими список был бы довольно длинным. Судя по фильму «Москва-Кассиопея» и его продолжению «Отроки во Вселенной», эта идея также завладела руководством Центральной киностудии имени Горького для детей и юношества, где и были спродюсированы эти фильмы с надеждой трансформировать подростковую либидозную энергию для исследования космоса и прочих научных вещей.
Как практически любой советский научно-фантастический фильм, "Москва-Кассиопея" начинается с получения таинственного сигнала бедствия откуда-то из глубин космоса. Этот приём настолько распространен, что для него должна быть конкретная причина. Полагаю, Советы стремились представить свои интересы в космосе как альтруистические, в отличие от империалистических интересов, которые преследовали сами-знаете-кто. Можете вообразить, как США тратят миллиарды долларов, чтобы ответить на анонимный призыв о помощи, который прошёл миллиарды миль?
Учёные приходят к выводу, что сигнал поступает с планеты Альфа в удаленной звёздной системе Кассиопеи. Собирается научная конференция, на которой юный ученый Середа (Миша Ершов) представляет свой план по созданию ракеты с двигателями, работающими по принципу “аннигиляции” (которые почему-то должны быть менее загрязняющими, чем обычный двигатель). Эта ракета способна преодолеть расстояние до точки, откуда пришёл сигнал, за 27 лет. По этой причине Середа предлагает набрать экипаж из подростков. Таким образом, на момент прибытия в конечный пункт они будут ещё достаточно молоды и в самом соку.
Если бы это был японский научно-фантастический фильм, Середе было бы лет десять, и он был бы одет в сексуальные облегающие микро-шорты, а солидные государственные мужи одобрили бы этот план без лишних вопросов. Однако советская власть одобряет план Середы, одетого не столь соблазнительно. Итак, набрана команда, состоящая из трех лихих молодых парней и трех очаровательных молодых девушек. Все они представляют собой идеальных советских юношей в силу того, что они постоянно ходят мрачными и погружены в решение каких-то задач. Хотя бывают случаи, когда их подавленное сексуальное напряжение приводит к вспышкам ревности и выливается в драки. Это, как я предполагаю, должно быть смешно, наравне с другими как бы комедийными моментами в фильме, которые так же непроницаемо таинственны для меня, как и сам сигнал. В определенные моменты все начинают смеяться, а на саундтреке играет причудливая музыка, и вы такой: «Это что вообще было?" Среди таких моментов – разные выходки, связанные с попытками Середы найти автора анонимной записки.
Также на борту корабля оказывается вечно всё крушащий Лобня, которого играет будущий телевизионный режиссер Владимир Басов-младший. Озорной безбилетник в исполнении Басова, по сути, играет в этом фильме роль доктора Смита, правда, без превращения в истеричную гей-карикатуру. Как раз из-за настырного любопытства и неуклюжести Лобны корабль случайно переключается в режим околосветовой скорости и достигает Альфы намного раньше графика. Какое, однако, везение, ведь мы уже приготовились смотреть очередную историю о том, как сорокалетние чуваки бродят по чужой планете. На этом фильм обрывается, и мы должны ждать до следующей части под названием «Отроки во Вселенной», чтобы увидеть более сексуальную альтернативу.
Еще один персонаж, о котором я должен упомянуть, - таинственный пожилой джентльмен в исполнении Иннокентия Смоктуновского, который называет себя "И. О. О.", что означает "официальный представитель для особых разъяснений ". Я склонен рассматривать этот титул в качестве сатирического удара, нанесённого по русской бюрократии каким-то выскочкой-сценаристом, - такая напрашивается ассоциация. Во всяком случае, эта фигура вводит зрителей в сюжет фильма в самом начале, обращаясь к нам напрямую: он сообщает, что история, которую мы собираемся увидеть, истинная правда, хотя она произойдёт в будущем – это заявление, по-видимому, предназначено для того, чтобы окончательно взорвать мозг тинейджера. Время от времени он является то в одной части повествования, то в другой, и иногда кажется, что он контролирует события каким-то неизвестным способом (при помощи коммунизма, возможно?). Остаётся надеяться, что фильм-сиквел прольет свет на эти вещи.
Собираюсь ли я смотреть продолжение фильма "Москва-Кассиопея", спросите вы? Конечно, собираюсь ... о чём я с радостью и сообщаю вам. Фильм – абсолютно очаровательный, он меня зацепил. Молодой актерский состав привлекательный, саундтрек потрясающий – смесь электронной музыки в стиле «bleep-bloop», русских народных песен и свингующего софт-рока 70-х годов, а научно-фантастический дизайн 70-х годов способен порадовать любого поклонника сериала «Космос: 1999» или фильма «Бегство Логана», даже сериала, в котором люди будущего почему-то живут внутри дорогого холодильника. Оставайтесь со мной на условленной частоте до следующей таинственной передачи.
Отроки во Вселенной (1975)
Только я собрался продолжить знакомство с приключениями космического экипажа подростоков из фильма «Москва-Кассиопея», как столкнулся с тем фактом, что сиквел «Отроки во Вселенной» пришёл ко мне без английских субтитров. Однако, как выяснилось, это не такое уж и большое препятствие, как вы могли бы подумать, потому что «Отроки», по сравнению с предыдущей частью, наполненной торжественной хроникой героизма и жертв перед лицом неизвестного, оказались заметно глупее и более зависимы от устаревших приёмов космической оперы — тропов, которые Джордж Лукас сделает еще более устаревшими всего через пару лет.
Фильм начинается с того, что семья космического подростка Середы (Миша Ершов) заочно отмечает его 40-летие. В этот слегка неловкий праздник вторгается И. О. О. (Иннокентий Смоктуновский), персонаж с неопределенными магическими способностями, который ещё в первом фильме научил нас рассматривать свою персону типа Вилли Вонки с неоднозначными моральными принципами и мотивами. И. О. О. продолжает извергать речи, чтобы, как я понял, вкратце пересказать первый фильм и в то же время объяснить парадокс времени-пространства, в силу которого шестёрка школьников среднего возраста пронзила пространство насквозь.
Тем временем, вернувшись на космический корабль, мы обнаруживаем, что Середа и его команда, уже подлетели к планете назначения Альфа Кассиопея, однако празднуют они на самом деле его 14-й день рождения. В этом повинен «безбилетник» Лобанов (Владимир Басов), который случайно переключил корабль на гиперскоростной режим... Отсюда логичный вопрос: почему власть имущие, учитывая, что они и так отправили детей в почти что самоубийственную миссию, не позаботились о том, чтобы корабль перешёл на гиперскорость сразу. Даже язык не повернётся назвать это заботой взрослых о детях.
…Итак, Середа, Лобанов и Варя отправляются в корабельном шаттле к Альфе, оставив Мишу, Катю и Юлю в обитой кожей корабельной рубке управления. Спустившись на планету, они обнаруживают пустынный ландшафт с необычными футуристическими башнями, беспорядочно поставленными до самого горизонта, да ещё стадо каких-то пузырчатых существ, похожих на Ровера из «Узника».
Наконец они находят узкую белую колонну, из которой выходит пара странных, похожих на мимов роботов. Они носят узкие, расклешенные комбинезоны и двигаются с преувеличенной походкой сутенера, как будто они – Тони Манеро, триумфально выходящие на танцпол. Настроив свои аппараты-переводчики на язык роботов (состоящий исключительно из свиста), космонавты вступают в контакт, после чего, совсем очарованные спускаются вместе с ними в их подземный дом. Поступок, разумеется, глупый.
Тем временем, оставшийся на орбите экипаж корабля встречает настоящих пурпурноволосых жителей Альфы. Они изгнаны роботами и вынуждены отныне жить внутри гигантской орбитальной космической станции. По-видимому, остальное население роботы превратили в роботов, и теперь заставляют их работать на своих фабриках роботов, потому что именно так работает капитализм в космосе. Сочувствуя их бедственному положению, Миша, Катя и Юля берут на себя ответственность, и спускаются на другом шаттле на Альфу. К ним присоединяется лысый чувак, который, как можно предположить, является кем-то вроде солдата.
Как только эта команда приземляется, в игру вступают все старые добрые клише космической оперы. Прежде всего, Лобанов и Миша учатся выводить из строя роботов, обращаясь к ним с парадоксальными заявлениями (в основном русская версия “всё, что я говорю – ложь"). Это, как вы, вероятно, уже догадались, приводит к задымлению роботов, после чего те полностью распадаются... Оставшиеся без дела шлемы и обтягивающие комбинезоны роботов Миша и Лобанов надевают, собираясь проникнуть на фабрику. (…)
Что же касается остальных членов экипажа, то, похоже, они ни в чём не ощущают дискомфорта, так как заключены в просторную и хорошо оборудованную камеру, где роботы их держат, опьяненных бесконечным запасом возлияний. И до тех пор, пока роботы не раскрывают свой план превратить девочек в леди-роботов, начинает казаться, будто создатели «Отроков во Вселенной» решили как можно дольше потянуть сюжет, заработав на этом деньги.
Кульминация застаёт нас тогда, когда Миша и компания сталкиваются с парой странствующих домашних роботов, один из которых, похоже, был вдохновлен Рози из мульт-сериала «Джетсоны» (подразумевается, что роботы восстали против своих человеческих хозяев). Эти двое помогают героям проникнуть в подземный мир роботов, где и начинается то, что можно назвать «надавать по заднице» в полный рост. Пинки по заднице, однако, принимают форму, соответствующую правилам семейного просмотра: если противники наших героев – машины, значает, кровопролитие здесь заменено на искры и дым.
«Отороки во Вселенной» - забавный, хотя и странный фильм, особенно если вы поклонник того видения будущего, присущего 70-м годам, когда всё сделано из белого пластика и невероятно безупречно. И это помимо той потрясающей диспетчерской на корабле, обитой кожей, с вдохновляющим дизайном. Музыка Владимира Чернышева также вызывает восторг, начиная от ледяного гитарного звучания в стиле Джона Барри и заканчивая этаким дурацким итальянским скатным пением ("dooba dooba do woww"), на котором Пьеро Умилиани сколотил бы себе состояние. Фильм идёт 84 минуты – оптимальный хронометраж, быстрый темп с лёгким завершением, со всеми этими узнаваемыми сюжетными трюками, которые отлично подошли бы нашему родному «Стар треку» или «Затерявшимся в космосе» (Lost in Space).
Хотя это ни в коем случае не оригинально и не уникально, «Отроки во Вселенной» прибегают к прямому воровству лишь в одном случае, почти абсурдном в своей малозаметности. Во время финальной сцены, когда репатриированные Альфанцы выходят из гигантского космического корабля на заднем плане, в верхней его части открывается люк, и оттуда вылетает подводная лодка Voyager из фильма «Фантастическое путешествие» (1966). Это происходит во время сцены, сосредоточенной на актерах, которые беседуют на первом плане, и большого значения не имеет, его вряд ли заметят, поэтому я воспринимаю этот момент исключительно как режиссёрскую шутку – к тому же учитывая грубо сработанный спецэффект. Вероятно, худший во всём фильме.
И «Москва – Кассиопея» и «Отроки во Вселенной» в свое время обрели оргромную популярность — возникла даже целая волна фильмов о детях в космосе. Очень похожий по настроению фильм "Большое космическое путешествие" был выпущен в том же году. Легко понять, почему. Между двумя фильмами можно найти немало пересечений – в интонации и настроении. На завершающем этапе космической гонки Советы — или, по крайней мере, их кинематографисты — не воспринимали уже проект так серьезно, как вначале. Для русского населения, охваченного стагнацией и дефицитом эпохи Брежнева, подобные фильмы были глотком свежего воздуха.