Найти тему

Нижегородская область: Кулебаки, Арзамас и окрестности

На второй день поездки мы, наконец, въехали в Нижегородскую область, где первую остановку сделали в городке Кулебаки. Здесь на одной из центральных улиц сохранился ропетовский теремок 1899 г постройки – деревянный особняк бывшего Дома народных развлечений в стиле модерн. Сейчас в нем находится краеведческий музей, который в выходной день почему-то не работал (у нас еще встречаются музеи со странных графиком работы – только в будни). Тем не менее, сам теремок весьма интересен, к тому же, отреставрирован и находится в хорошем состоянии.

Отсюда наш путь лежал в сторону Арзамаса. Когда мы добрались до пригородного села Выездного, погода окончательно испортилась. Тем не менее, мы сделали остановку, чтобы осмотреть грандиозную классицистическую Смоленскую церковь (1815 г), где в алтаре висит (ни много – ни мало) Распятие кисти известного испанского художника Себастьяна Мурильо. Эту картину привез из Испании в Арзамас князь В.П. Салтыков, владевший здесь землями, - с тех пор она висит в храме, который, кстати, не закрывался в советское время, так что интерьер здесь и без того интересный. А вот Мурильо вблизи рассмотреть мы не смогли – летний храм, где находится картина, еще не открыли в начале мая, так что пришлось довольствоваться видом через запертую стеклянную дверь.


Кулебаки. Дом народных развлечений (1899 г) - сейчас местный краеведческий музей.
Кулебаки. Дом народных развлечений (1899 г) - сейчас местный краеведческий музей.
 
Детали кулебакского теремка поближе.
Детали кулебакского теремка поближе.

Выездное. Сергиевская церковь.(1790-1795 гг).
Выездное. Сергиевская церковь.(1790-1795 гг).

Смоленская церковь в с. Выездное (1815 г).
Смоленская церковь в с. Выездное (1815 г).

Интерьер летнего храма виден через стекло закрытой двери.
Интерьер летнего храма виден через стекло закрытой двери.
 
Распятие Мурильо в некотором приближении. Интерьер храма.
Распятие Мурильо в некотором приближении. Интерьер храма.

Панорама Арзамаса из села Выездное.
Панорама Арзамаса из села Выездное.

В Арзамасе дождь еще больше усилился – настолько, что пару часов нам пришлось просидеть в гостинице. Ближе к вечеру стихия утихла – и мы смогли немного погулять по городу, где я бывала несколько лет назад.
Безусловно, самое красивое место Арзамаса – это центральная Соборная площадь, расположенная на высоком берегу речки Теша. В центре стоит грандиозный Воскресенский собор, выстроенный в 1842 г. Его интерьер в стиле ампир нам также удалось увидеть, хотя об эту пору храм еще не был открыт после зимы. Мы, не зная этого, безуспешно наматывали круги вокруг собора в поисках входа, пока одна из дверей наконец не открылась. По счастливой случайности, в соборе как раз была группа экскурсантов – и сторож, услышав, что кто-то ломится в дверь, отпер засов и запустил нас внутрь. В интерьере помимо ампирных иконостасов и масляной живописи нач. XIX в сохранились чудесные монохромные росписи академика живописи А.В.Ступина.
Рядом с собором можно осмотреть комплекс зданий Николаевского женского монастыря и старинную гражданскую постройку – магистрат (сер. XVIII в).
Еще одна впечатляющая площадь Арзамаса - Патриарха Сергия, где привлекает внимание недавно отреставрированная Благовещенская церковь (1775-1784 гг). Также на реставрации находятся другие постройки Спасо-Преображенского монастыря, в том числе старейший в городе Спасо-Преображенский собор (1638 г).

Недавно отреставрированная церковь Иоанна Богослова в бывшем селе Ивановка (1678-1685 гг).
Недавно отреставрированная церковь Иоанна Богослова в бывшем селе Ивановка (1678-1685 гг).
Недалеко от центральной площади стоит церковь Ильи Пророка (1746 г) - она еще не восстановлен, но декор ее апсид очень хорош.
Недалеко от центральной площади стоит церковь Ильи Пророка (1746 г) - она еще не восстановлен, но декор ее апсид очень хорош.
Церковь Андрея Первозванного (1793 г).
Церковь Андрея Первозванного (1793 г).
Храмовый  комплекс Смоленской (1797 г) и Христорождественской (1845-1852 гг)  церквей. Вторая выстроена по проекту К. Тона, потому первая мне нравится  значительно больше.
Храмовый комплекс Смоленской (1797 г) и Христорождественской (1845-1852 гг) церквей. Вторая выстроена по проекту К. Тона, потому первая мне нравится значительно больше.
Старейшее здание Арзамаса - Спасо-Преображенский собор (1643 г) на территории одноименного монастыря.
Старейшее здание Арзамаса - Спасо-Преображенский собор (1643 г) на территории одноименного монастыря.
К этому же монастырю принадлежит и вновь отреставрированная Благовещенская церковь (1775-1784 гг).
К этому же монастырю принадлежит и вновь отреставрированная Благовещенская церковь (1775-1784 гг).
Площадь Патриарха Сергия. Вид на Владимирскую церковь (1802 г). Слева - Спасская часовня (1861 г).
Площадь Патриарха Сергия. Вид на Владимирскую церковь (1802 г). Слева - Спасская часовня (1861 г).
Основной стиль Арзамаса - классицизм. Вот еще одна классицистическая церковь - Сошествия Святого Духа (1752 г).
Основной стиль Арзамаса - классицизм. Вот еще одна классицистическая церковь - Сошествия Святого Духа (1752 г).
Соборная  площадь. Николаевский женский монастырь. Слева - Никольская церковь  (1683-1738 гг), справа - Богоявленская церковь (1811-1813 гг).
Соборная площадь. Николаевский женский монастырь. Слева - Никольская церковь (1683-1738 гг), справа - Богоявленская церковь (1811-1813 гг).
Здания-близнецы (дома Будылиной) на Соборной площади Арзамаса (кон. XVIII - нач. XIX вв).
Здания-близнецы (дома Будылиной) на Соборной площади Арзамаса (кон. XVIII - нач. XIX вв).
Еще одна церковь на Соборной площади - иконы Божией Матери Живоносный источник (1794 г).
Еще одна церковь на Соборной площади - иконы Божией Матери Живоносный источник (1794 г).
Интерьер Воскресенского собора сохранился с XIX в. Очень хороши ампирные иконостасы.
Интерьер Воскресенского собора сохранился с XIX в. Очень хороши ампирные иконостасы.
 Еще один иконостас-ротонда.
Еще один иконостас-ротонда.
Гризайльные росписи А.В. Ступина на сводах собора. Росписи эти очень хороши - вот Вход Господень в Иерусалим.
Гризайльные росписи А.В. Ступина на сводах собора. Росписи эти очень хороши - вот Вход Господень в Иерусалим.
Рождество Христово.
Рождество Христово.
Поклонение волхвов.
Поклонение волхвов.
Знаменская церковь (1801 г), напротив которой установлен памятник академику живописи А.В. Ступину.
Знаменская церковь (1801 г), напротив которой установлен памятник академику живописи А.В. Ступину.
Памятник А.В. Ступину - основателю и руководителю арзамасской школы живописи.
Памятник А.В. Ступину - основателю и руководителю арзамасской школы живописи.
Соборная  площадь Арзамаса. Здание магистрата (сер. XVIII в). В центре -  Воскресенский собор, выстроенный в 1815 г в честь победы над Наполеоном.  А за ними - церковь Божией Матери Живоносный источник (1794 г).
Соборная площадь Арзамаса. Здание магистрата (сер. XVIII в). В центре - Воскресенский собор, выстроенный в 1815 г в честь победы над Наполеоном. А за ними - церковь Божией Матери Живоносный источник (1794 г).

Когда я впервые посетила Арзамас лет 10 назад, почти все церкви города были в ужасном состоянии – сейчас же большинство из них отреставрировано (вопрос качества реставрации не обсуждаю). А вот многим старым особнякам в центре реставрация, надеюсь, еще предстоит. Каменное гражданское зодчество города представлено, в основном, классицистическими зданиями XIX в – как общественными, так и частными. Особый же интерес представляют классицистические деревянные особняки: дом Ханыкова (1838 г), дом Попова (1812 г), дом Твердова (1822-23 гг), украшенные монументальными деревянными колоннадами или иными классицистическими элементами. Интересна с точки зрения застройки также улица Гостинный Ряд – здесь, в основном, находятся торговые помещения (лавки, торговые ряды и т.п.).

Улица Гостиный Ряд. Справа - здание биржи (1846-1853 гг).
Улица Гостиный Ряд. Справа - здание биржи (1846-1853 гг).
Здания здесь датируются с 1727 г по 1903 гг.
Здания здесь датируются с 1727 г по 1903 гг.
Здание женской гимназии в Арзамасе (1901 г).
Здание женской гимназии в Арзамасе (1901 г).
Арзамасское реальное училище (1914-1918 гг).
Арзамасское реальное училище (1914-1918 гг).
Здание нынешнего кинотеатра Искра построено в 1917 году для местного театра.
Здание нынешнего кинотеатра Искра построено в 1917 году для местного театра.
На улицах города встречаются старые лавки.
На улицах города встречаются старые лавки.
Дом купца Белянинова (XIX в) - один из крупнейших в Арзамасе.
Дом купца Белянинова (XIX в) - один из крупнейших в Арзамасе.
Дом купца Сторожева (до 1825 г).
Дом купца Сторожева (до 1825 г).
Еще один роскошный классицистический особняк XIX в.
Еще один роскошный классицистический особняк XIX в.
И его приземистые ворота.
И его приземистые ворота.
Но особенно хороши в Арзамасе деревянные классицистические дома: яркий пример арзамасского деревянного классицизма - дом Твердова (1822-1823 гг).
Но особенно хороши в Арзамасе деревянные классицистические дома: яркий пример арзамасского деревянного классицизма - дом Твердова (1822-1823 гг).
Классицистический деревянный дом Ханыкова в Арзамасе (1838 г).
Классицистический деревянный дом Ханыкова в Арзамасе (1838 г).
Дом Бессонова в Арзамасе (нач. XIX в) - пример отреставрированной деревянной дворянской усадьбы.
Дом Бессонова в Арзамасе (нач. XIX в) - пример отреставрированной деревянной дворянской усадьбы.
Дом купца первой гильдии Попова (1812 г) также украшен монументальными деревянными колоннами.
Дом купца первой гильдии Попова (1812 г) также украшен монументальными деревянными колоннами.
-41
У некоторых домов еще сохранились богато украшенные резьбой крыльца и калитки.
У некоторых домов еще сохранились богато украшенные резьбой крыльца и калитки.
Много на улицах Арзамаса и вполне рядовой, но все равно интересной деревянной застройки.
Много на улицах Арзамаса и вполне рядовой, но все равно интересной деревянной застройки.
Дом, где жил писатель Аркадий Гайдар (сейчас музей) тоже деревянный.
Дом, где жил писатель Аркадий Гайдар (сейчас музей) тоже деревянный.
На некоторых деревянных домах встречается очень красивая и очень сложная резьба.
На некоторых деревянных домах встречается очень красивая и очень сложная резьба.
 Еще один дом со сложной накладной резьбой.
Еще один дом со сложной накладной резьбой.
 Деревянный классицизм на улицах Арзамаса. Уникальный выгнутый угловой фасад дома Ханыкова (1838 г).
Деревянный классицизм на улицах Арзамаса. Уникальный выгнутый угловой фасад дома Ханыкова (1838 г).
А неподалеку - монументальный дорический :) портик деревянного дома Твердова (1822-1823 гг).
А неподалеку - монументальный дорический :) портик деревянного дома Твердова (1822-1823 гг).

В принципе, туристов в Арзамасе хватает: они, в основном, едут в близлежащие Дивеево (которое не входило в наши планы – и вряд ли когда-нибудь войдет) или в Большое Болдино, о котором я также рассказывала много лет назад. Планировали мы туда поездку и в этот раз, но вовремя вычитали на сайте музея-заповедника, что главный дом помещиков Пушкиных закрыт на реставрацию до лета – а без него ехать в такую даль не имело смысла, посещение пришлось отложить на другой раз. Но, как вы поняли, Арзамас заслуживает внимания и сам по себе, так что совсем эту поездку мы решили не отменять. Скорректировали лишь свои планы в пользу старообрядческого Заволжья, на которое теперь осталось больше времени, - туда мы отправились на третий день поездки. Но об этом позже, после рассказа о Макарьевом монастыре и дороге к нему.