Найти в Дзене

Как не ошибиться с выбором будущей профессии ребенка

Оглавление

Я считаю, что одна из главных проблем нашей системы образования – это отсутствие профориентации, или ее жалкие попытки). Из-за этого многие одиннадцатиклассники выбирают специальность, думая о том, куда легче поступить.

Если вы не хотите, чтобы ваши дети шли по такому пути, давайте разберемся в причинах, которые мешают подростку сделать осознанный выбор. А в конце статьи я расскажу о самом главном тренде в профориентации.

Причина 1. Нет системного подхода

Увы, в современной школе нет системного подхода, в который были бы вовлечены учителя, родители, дети, вузы, независимые эксперты и частные образовательные центры. Нет ни одной программы профориентации, нет толковых факультативов в школах. По-хорошему, системный подход должен начинаться с 6-7 класса. В этом возрасте у детей начинает появляться УСТОЙЧИВЫЙ ИНТЕРЕС к определенному занятию.

Но вместо этого я вижу всяких шарлатанов, которые предлагают по отпечатку пальца или по группе крови определить свое призвание. Есть еще компьютерные тесты по профориентации, которые морально устарели лет 10-15 назад, а также консультации по скайпу с психологами за 50$. Отчасти это может быть эффективно, не нельзя принимать решение только по рекомендации какого-то специалиста.

Причина 2. Нехватка информации

В интернете очень мало специальных сайтов, а также блогеров-профориентологов. Эти ресурсы необходимы для популяризации разных профессий, с учетом изменения современной экономики. Подростки должны понимать, что такое профессии будущего, профессии-пенсионеры, карьерная траектория и т.д. Поэтому я советую самостоятельно искать информацию из разных источников, особенно на английском языке. На русском языке самым достойным считает «Атлас новых профессий». Это очень масштабное исследование об изменении рынка труда в странах СНГ.

Причина 3. Неверная тактика родителей

Дети сильно зависят от мнения родителей, особенно когда в выпускном классе впервые принимают серьезное решение. Нам, взрослым, кажется, что мы лучше в этом разбираемся. Давим на них, заставляем выбрать «престижную» и «востребованную» специальность (по нашему мнению). Приводим миллион аргументов, забывая одну важную вещь: ваш ребенок – это отдельная личность со своими целями, желаниями, амбициями и пониманием успеха. Поэтому сначала нужно учитывать желания ребенка, его таланты и особенности, а только потом «объективные» факторы.

Итак, по какому принципу тогда нужно выбирать будущую профессию? К какой модели постепенно приходят эксперты в области образования и планирования карьеры? Я бы выделил три самых главных тренда.

  • Сначала определите сферу

Теперь чаще всего выбирают не конкретную профессию или специальность, а сферу (индустрию), в которой хочется работать. Потому что профессии устаревают, а сферы – нет. Специализация придет к вам позже, но вы будете намного конкурентоспособнее «узконаправленных» коллег.

  • Будущее – за междисциплинарностью

Мало быть специалистом в чем-то одном, нужно постоянно заниматься самообразованием в смежных областях. Междисциплинарность – это обладание знаниями и навыками из нескольких профессиональных сфер (иногда смежных, а иногда из совершенно разных). Только так вы сможете создавать принципиально новые продукты, сервисы, технологии в своей работе. Такие идейные специалисты всегда будут штучным товаром.

  • Любимая профессия важнее, чем востребованная

Востребованность или популярность – это атрибут профессии, а не человека. Это значит, что повар, который обожает готовить будет успешнее айтишника, который просто искал подходящую профессию. Мы видим сотни примеров людей, которые занимаются вроде как бесполезным занятием (например, вайнеры), но зарабатывают в разы больше офисных работников. Все дело в любви к своему делу, ведь состояться можно в любой сфере, если вы этого сами хотите.