Венера, возможно, была пригодной для жизни и похожей на Землю до того, как она подверглась парниковому эффекту. Ученые-планетологи традиционно рассматривали адскую температуру Венеры, её атмосферу, насыщенную углекислым газом, и застывшую кору как неизбежный результат ее места в Солнечной системе.
Находясь слишком близко к солнцу, несчастная планета была обречена от рождения сгореть до корки. В последние годы, однако, альтернативная возможность бросила тень на эту простую историю.
При правильных начальных условиях, облачный покров мог защитить Венеру от солнечного света и сохранять ее мягкой и влажной в течение миллиардов лет (согласно модели, представленной на конференции по планетарной науке в Швейцарии). В этом сценарии Венера, возможно, на самом деле была первой пригодной для жизни планетой Солнечной системы… пока какая-то неизвестная катастрофа не окунула ее в углекислом газе.
А что насчёт нашей родной планеты? Хотя наши выбросы углерода, вероятно, не могут полностью поджарить Землю таким же образом, преобразование Венеры может все ещё быть важной моралью для человечества.
То, что поддерживает жизнь Земли как в биологическом, так и в геологическом смысле - это разница в температуре между ее холодной корой и горячим ядром. Холодные породы тонут, а теплые материалы поднимаются, взбивая вверх и вниз таким образом, что удерживают большую часть углерода планеты в каменистых материях глубоко под землей.
Венера не смогла поддерживать этот цикл, поэтому сегодня ее атмосфера переполнена углекислым газом. Вопрос в том, почему. Согласно традиционной истории, палящее солнце быстро испарило океаны молодой планеты в небе, где образовалась плотная атмосфера, которая со смертельной эффективностью впитывала поступающее тепло.
Со временем поверхность стала такой же горячей, как и внутренняя, что положило конец землетрясениям и другим тектоническим явлениям, которые ранее помогали Венере выпускать пары. Вулканы извергались по всей планете, наполняя атмосферу углекислым газом, что, в свою очередь, сделало планету безжизненной территорией, которую мы видим сегодня.
Так как Венера когда-то могла быть похожей на Землю, то нет причины, по которой Земля не сможет когда-нибудь стать похожей на Венеру. На самом деле, быть горячим, мертвым венерианским близнецом - это почти наверняка судьба Земли, поскольку солнце продолжает становиться все ярче. К счастью, у нас есть ещё около миллиарда лет, чтобы решить эту проблему ( некоторые предполагают, что гравитационное притяжение перенаправленных комет может отодвинуть Землю от Солнца).
Но трудно вспомнить о планете, умирающей после излияния углекислого газа, не думая о климатическом кризисе, поскольку выкапывание и сжигание ископаемого топлива - это почти то же, что уже происходило с вулканами Венеры. Здесь есть хорошие новости: чтобы спровоцировать возникший на Венере Армагеддон, похожий на кипящую океаническую оболочку, человечеству нужно очень усердно работать, чтобы сжечь каждую имеющуюся молекулу ископаемого топлива, а затем еще и распространить концентрацию углекислого газа в наша атмосфера от около 400 частей ( промилле ) до более десятков тысяч.
Тем не менее, микробы и тараканы могут дышать легко, ведь человечество, вероятно, не сможет навсегда разрушить способность Земли излучать избыточное тепло. К сожалению для остальных из нас, порог человеческой катастрофы и массового вымирания намного ниже. Как и на Венере, наша судьба может зависеть от облаков. Предварительные исследования показывают, что если концентрация углерода превысит 1200 промилле , мы можем потерять начать испытывать двузначное потепление.
Конечно, изменение климата серьезно бросит вызов человеческой цивилизации задолго до того, как оно ударит по облакам. Климатологи надеются сохранить температуру от 1,5 до 2 градусов по Цельсию - с концентрацией углерода ниже 450 промилле - чтобы максимизировать шансы общества адаптироваться к более жаркой Земле.
Хотя человечество, вероятно, никогда не повторит судьбу Венеры, однако, адское состояние нашего близнеца служит напоминанием о том, что нет никаких космических гарантий. Если нам нужна какая-то степень стабильности, нам придется ее самостоятельно разрабатывать или, по крайней мере, работать усерднее, чтобы проводить тестирование границ Земли. Главный урок состоит в том, что как глобально доминирующий вид, мы должны заботиться о нашей планете.