Через интерес к истокам широкого спектра человеческих поступков ученые начали собирать рисунки и картины обезьян и маленьких детей. Они хотели исследовать аргумент, выдвинутый некоторыми людьми, что эти работы были просто случайными каракулями, поскольку использование цвета, баланса и рисунка придавало некоторым из этих материалов такую привлекательность, что они были проданы коллекционерам искусства и даже нарисованы такими известными художниками, как Пикассо.
Исследование 396 работ шимпанзе, гориллы, орангутангов показали, что существует множество специфических закономерностей в выборе цвета, использовании пространства и рисунка. Некоторые из этих вариантов были почти универсальными, в то время как другие существенно различались в зависимости от вида. Это убедительно доказывает, что процесс не был случайным, и поэтому можно сказать, что результат отражает эстетический выбор индивидуумов.
Когда начали изучать неигровое наскальное искусство, оказалось, что это закономерности в рисунке, которые можно сравнить с предыдущим исследованием. В частности, исследователей заинтриговали неигровые линии, которые были наводящими на размышления, и посмотрев на материал обезьян, можно увидеть, что произошли такие предварительные презентационные аспекты.
Обнаружение такого потенциала является захватывающим признаком возможного моста, соединяющего непредставительное и репрезентативное искусство. Для того, чтобы убедиться в том, что все проблемы, связанные с происхождением гаммы компромиссов, не связаны между собой, необходимо провести диагностику ракоглерозов и дипинцеванием антропоморфов, и бамбукового наконечника.
Антропологов уже давно интригуют наскальные рисунки доисторических людей. В частности, живописные навыки кроманьонцев считаются примечательными из-за отсутствия предшественника материала из ранних гоминидных форм, кроме надрезанных линий на кости. Один из подходов к вопросу об источнике эстетического развития заключается в изучении художественного потенциала наших ближайших родственников - обезьян, пытающихся выяснить, проявляют ли они поведение, которое можно считать предвестниками человеческих способностей.
За последние 13 лет исследователи собрали образцы живописи и рисунка, выполненные шимпанзе, гориллами, орангутангами и маленькими детьми, которые свидетельствуют о том, что их работа имеет признаки правильности и выбора. В результате этого они, по мнению человеческих наблюдателей, имеют эстетические ценности.
Эти значения основаны на выборе цвета, направления линии, расположения, использования рисунка и неметрического качества, которое ученые назвали балансом. В частности, первый выбор цвета, использование пространства и рисунка, показывают высокий уровень регулярности, основанный на статистическом анализе по трем видам обезьян и человеческим детям, с которыми их сравнивали.
Затем ученые сравнили результаты этого исследования с аналогичным анализом 26 наскальных рисунков доисторических народов Европы, Северной Америки и Африки.
Эти результаты дают представление о ментальных процессах наших ближайших предков с точки зрения их эстетического выбора и могут дать некоторые подсказки о переходе от прегоминидной к человеческой эстетике. Первоначальный интерес к Ape Art возник из осознания того, что эти постановки часто очень приятно смотреть и они вызывали много положительных отзывов у зрителей.
Некоторые люди были готовы заплатить за это значительные суммы денег и показать их вместе с другими произведениями искусства. Другие утверждали, что эти произведения были просто случайными цветовыми пятнами, не имеющими ни формы, ни намерений, ни эмоционального влечения.
Ученые решили изучить вопрос о том, были ли эти работы случайным применением краски или мелка, или же в них были какие-то закономерности. Кроме того, было интересно узнать, существуют ли регулярные различия между картинами/рисунками шимпанзе, гориллы и орангутангов и рисунками, выполненными людьми.
13-летнее исследование Ape Art показывает, что созданные работы не являются случайными скоплениями цвета и формы, а демонстрируют закономерности как внутри, так и между тремя видами обезьян и человеческими детьми. Ученые сравнивали некоторые аспекты наскального искусства, выполненного доисторическими популяциями, с творчеством обезьян и детей, с целью изучения вопроса о возможном уровне сходства в некоторых эстетических решениях, принятых обеими группами.
Вывод:
Целью исследования не является снижение художественной ценности наскальных рисунков/наскального искусства, но предполагается, что некоторые из основных вариантов цвета и формы могут иметь корни, предшествующие развитию рода Homo.
В частности, сравниваются основные атрибуты, такие как: количество используемых цветов, наиболее часто встречающийся цвет, соблюдение границ изображения и типы используемых узоров.
Очевидно, что искусство человека - это совсем другое дело, но во многих случаях наскальное искусство, фигуры и некоторые компоненты смешиваются. В исследовании основное внимание уделено именно нефигуративным аспектам. И об этом мы поговорим уже в следующих статьях.