Кем были илоты в этническом плане исторической науке доподлинно неизвестно. Может быть это были потомки ахейцев или дорийцев первой волны. А может это было ещё более древнее население, обитавшее в Лаконике до дорийского вторжения. Но этот вопрос большого значения не имеет. Важным является то, что новые дорийские племена, захватив Лаконию, часть захваченного местного населения превратила в государственных рабов – илотов. Из своего круга захватчики образовали привилегированное сословие – спартиатов.
Илоты считались собственностью рабовладельческого государства Спарты. Они были прикреплены к земельным участкам отдельных семей правящего слоя – спартиатов. Илоты должны были предоставлять своим господам фиксированную часть урожая. Всё вроде было организовано правильно. Но была одна серьёзная проблема – количество илотов значительно превосходило количество спартиатов. И хотя спартиаты воспитывались как машины войны и мало кто в открытом бою мог одержать верх над их фалангой, но масса всегда задавит пусть и отлично подготовленную, но малочисленную группу воинов. О чём, в частности, свидетельствует история царя Леонида и его трёхсот спартанцев. Но персидские нашествия были всё-таки не такими уж и частыми, а огромные массы илотов жили под боком постоянно. Большой любви к спартиатам илоты испытывать не могли. Поэтому такая ситуация всегда была чревата восстанием илотов с неясными для спартиатов исходом. И спартиаты придумали оригинальный выход из этой ситуации.
Этим выходом стали т.н. криптии – один из элементов террора, которым спартиаты удерживали илотов в повиновении. Вот как Плутарх описывает криптии:
«Время от времени власти отправляли бродить по окрестностям молодых людей, считавшихся наиболее сообразительными, снабдив их только короткими мечами и самым необходимым запасом продовольствия. Днём они отдыхали, прячась по укромным уголкам, а ночью, покинув свои убежища, умерщвляли всех илотов, каких захватывали на дорогах. Нередко они обходили и поля, убивая самых крепких и сильных илотов».
Можно себе представить тот ужас, который испытывали илоты по отношению к спартиатам. Представьте только себе – идёт илот со своими дружками илотами после работы домой. Уже сгущаются сумерки. В одной руке по амфорке лёгкого винца, в другой – семечки оливок. Горячо обсуждают результаты последнего матча в забеге перед храмом в Священной роще. Вдруг из-за кустов выбегают несколько молодых спартиатов. Бац, бац. И друзья илоты с перерезанными глотками остаются на дороге. Утром их тела находят. Крик, шум, требование детального расследования и справедливого наказания. В общем, интересная ситуация. Правда, следует отметить один нюанс. Чтобы иметь формально законное оправдание убийств илотов, эфоры (высшие выборные должности в Спарте) ежегодно объявляли илотам войну. И не подкопаешься.
Однако один физический террор не столь действенен, если не поддержать его террором моральным, направленным на унижение личности, низведение человека до уровня скота. В рамках этой стратегии спартиаты старались внушить илотам комплекс неполноценности, запрещали им иметь оружие, петь военные песни, и наоборот – заставляли петь песни непристойные; заставляли напиваться, чтобы показывать своей молодёжи, как отвратительно выглядят пьяные илоты.
Но самое интересное – несмотря на всё это, как оказывается, илотов призывали в знаменитое спартанское войско, чтобы они несли воинские тяготы по защите так сказать своего отечества. Например, в эпоху греко-персидских войн илоты использовались спартанцами как легковооружённые воины. По словам Геродота, в битве при Платеях (479 г. до н.э.) на каждого спартанского гоплита приходилось по 7 илотов. Т.е. илотов в спартанском войске было в семь раз больше, чем самих спартиатов.
Живо себе представляется, как какой-нибудь спартиатский политрук приходит вечером накануне битвы в расположение илотских подразделений и взывает к их патриотизму. И илотские воины, должно быть, браво отвечали, что нет большего счастья, чем умереть за великую Спарту. И на следующее утро умирали под колёсами персидских боевых колесниц. За гордое право быть государственным рабом великой Спарты отчего бы и не умереть, защищая такое отличное отечество и строй спартиатов.
Спарта, как известно, вместе со всей Грецией во II в. до н.э. подпала под власть Рима. Причём Спарта сохранила известную самостоятельность. Но и многие году спустя – в этом просто невозможно сомневаться – собираясь вечерами на развалинах храмов, немало потомков илотов кручинилось о тех добрых славных временах независимой великой Спарты, в которой так привольно и счастливо жила дружная семья спартанских народов – спартиаты и илоты. Ведь Спарта всю Грецию когда-то пугала своей боевой мощью. Есть о чём тосковать. Остальное не так уж важно. Не правда ли?