Найти тему
Graphic novels

Кот-детектив в Техасе: на русском вышла пятая часть из серии графических романов о Блэксэде

Диас Каналес, Гуарнидо "Блэксэд. Книга 3: Амарилло. Рассказы. История". Пер. с фр. Михаила Хачатурова. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2019
Диас Каналес, Гуарнидо "Блэксэд. Книга 3: Амарилло. Рассказы. История". Пер. с фр. Михаила Хачатурова. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2019

Пятая часть серии о коте-детективе Джоне Блэксэде включает небольшую историю “Амарилло”, два рассказа — “Как кошка с собакой”, “Плюнуть в небо”, интервью с авторами и подробные комментарии Хуанхо Гуарнидо с черновыми вариантами раскадровки, цветовыми пробами и эскизами к первой книге — “Где-то среди теней”.

“Амарилло”, на мой взгляд, далеко не самая сильная, с точки зрения сюжета, история из всей серии о Блэксэде. Зато она невероятно атмосферная (впечатляющий коктейль из музыки, отсылок к кино и цирку) — находка для любителей американской поп-культуры, и яркая в плане цветового решения — уже обложка с котом-детективом, мчащимся на желтом “кадиллаке” легендарной модели “Эльдорадо” 1954 года, впечатляет.

Авторы решили отойти от канонов уже привычного поклонникам Блэксэда жанра детектива в стиле нуар и написали историю в духе дорожного фильма (“роуд-муви”). Сюжет построен на цепочке случайностей: по пути домой Блэксэд поднимает потерянный бумажник и возвращает ковбою-миллионеру, тот в благодарность предлагает ему работу — пригнать “кадиллак” к нему домой; по непонятным причинам Блэксэд вмешивается в ссору между писателями-битниками и байкерами, за что он в итоге и поплатился, а потом совершенно случайно встречает литературного агента одного из этих писателей (в конце от агента избавились так же легко и неизящно, как и ввели), и на этом совпадения не заканчиваются.

-2

Как и в предыдущих томах, авторы обращаются к полюбившимся им 1950-м гг. Впервые в серии они отказываются от изображения альтернативной реальности и стараются соблюдать географическую точность, называя все города, которые проезжают герои, в том числе и ключевую точку — Амарилло (в переводе с испанского amarillo означает «желтый») в штате Техас. В названии заложено указание на цветовую доминанту истории (напомню, что обложки с первого по четвертый том были оформлены в черном, белом, красном и синем цветах).

В этой книге вдохновением для Каналеса и Гуарнидо послужило поколение битников, цирк, музыка (композиции звучат фоном на протяжении всего повествования) и кино 1940-50 гг.. Они цитируют отрывки из фильмов в сценарии — на уровне визуального ряда или текста. Читатели наверняка вспомнят образ неудачливого, но очень доброго ангела второго уровня по имени Кларенс, посланного на землю спасти от самоубийства главного героя фильма “Эта замечательная жизнь” (1947) Фрэнка Капры. «А ты кто такой? Гребаный ангел Кларенс?» — обращается к Блэксэду один из байкеров.

-3

Ещё одна киноцитата, но уже на уровне визуального ряда (кадр с Блэксэдом на мотоцикле), связана с фильмом о байкерах “Дикарь” (1953) Ласло Бенедека. Мир цирка создан под впечатлением от фильма “Величайшее шоу мира” (1952) Сесила де Милля.

-4

Особенность пятой части заключается в смене главного героя, Блэксэд играет второстепенную роль. В центре повествования оказывается трусоватый лев, молодой писатель Чед Лоуэлл, прототипом для которого послужил Джек Керуак, одна из ключевых фигур поколения битников. В тексте появляются друзья Керуака — Аллен Гинзберг в образе бизона Абрахама Гринберга и Уильям Берроуз, представленный в облике розового фламинго Билли Сорроуза. В ходе работы над “Амарилло” авторы скопировали по фотографиям характерные предметы одежды (клетчатую рубашку Гинзберга, открытый воротник Керуака и “тройку” Берроуза), использовали реальные факты из жизни великих битников. К примеру, фрагмент со стрельбой, в котором Чед целится в стакан на голове Гринберга, биографичен: в 1951 году изрядно выпивший Берроуз пытался попасть в стакан, стоявший на голове его жены Джоан. Выстрел, увы, стоил ей жизни.

-5

Каналес и Гуарнидо обращаются в сценарии к эпизодам романа «И бегемоты сварились в своих бассейнах» Дж. Керуака и У. Берроуза, написанного в 1945-м и опубликованного лишь в 2008 году. Событие, из-за которого львом Чедом заинтересовалась полиция, очень напоминает сюжет произведения, который, к слову говоря, основан на биографических фактах.

Сильная сторона “Амарилло” — рисовка Гуарнидо. Как и в предыдущих историях, впечатляет его потрясающая работа над антропоморфными животными, оттенками их эмоций, раскадровка с кинематографическим акцентом, создающая впечатление как от просмотра фильма. Интересно заглянуть в мастерскую Гуарнидо и увидеть покадровый процесс создания графического романа: понаблюдать за поиском удачных ракурсов, рассмотреть наброски, цветовые пробы, сравнить их с чистовыми рисунками. Эта часть, занимающая половину книги, особенно заинтересует художников, иллюстраторов и комиксистов.

Начинать знакомство с серией о Блэксэде с "Амарилло" будет ошибкой, но для поклонников кота-детектива пятая книга может стать отличным подарком и приятным дополнением к коллекции.