Найти тему
Мир ужасов

“Variola vera” (Натуральная оспа) (1982)

“Variola vera” (Натуральная оспа) (1982). Паломник из Косово, некто Халил Реджепи, возвращается в Белград после совершения хаджа в Мекку. И он совершенно точно болен – уже по прибытии на родину несчастный косовар выглядит так, что «краше в гроб кладут». Причиной этого наверняка стала флейта, купленная Халилом у обыкновенного базарного торговца, чье лицо было скрыто балахоном, но не настолько, чтобы от глаз внимательного наблюдателя ускользнули множественные язвы на его коже. Реджепи внимательным человеком не был. И буквально в первый же день своего пребывания в Белграде он оказывается в одной из городских больниц.

Его лицо изуродовано гноящимися, кровавыми буграми, он задыхается, кричит от боли, кровь течет изо рта. Однако главврач клиники, собрав подчиненных, заявляет им, что происходящее с Халилом – всего лишь чрезмерно бурная реакция организма на антибиотики. На этом «консилиум» и заканчивается. А вскоре заканчивается и жизненный путь пилигрима. Он умирает, и только тогда становится понятно, как сильно ошибались доктора. Ошибались они потому, что эта болезнь давно считалась побежденной, ее симптомы остались не в памяти врачей, а лишь в медицинских энциклопедиях.

Однако вспышку эпидемии натуральной оспы можно считать состоявшейся. Один за другим персонал больницы заражается, криков и крови становится намного больше, и на высшем уровне принимается решение поместить всех находившихся в клинике под карантин, вместе с этим – организовать по району возможного заражения закрытый периметр. Лекарств слишком мало. Времени – тоже. Но именно время – фактически все, что есть у врачей и их пациентов. Либо их организмы справятся с болезнью, и на этом эпидемия завершится, либо все они живые трупы…

Югославский хоррор, снятый в Белграде образца 1982 года – звучит любопытно. Еще любопытнее сюжет этого фильма, своего рода хроника распространения страшного вируса. Достаточно живо, колоритно и реалистично перенесенная на экран в те времена, когда еще не было никаких «28 дней спустя» - а, поверьте, человек, заразившийся оспой и находящийся в тяжелой, предсмертной стадии, выглядит ничем не лучше живого мертвеца, на коже которого больше гнойников, чем самой кожи. Но глупо и нелогично было бы ожидать от фильма, сделанного в социалистической Югославии, еще не распавшейся на шесть разных государств и одну непризнанную республику, того, что нам могут показать и показывают американские кинематографисты в 2000-х под грифом «эпидемиологический хоррор».

По большей части, “Variola vera” – это драма. Драма, посвященная изучению как распространения вируса в отдельно взятой больнице, так и психологической реакции людей в такой, прямо скажем, непростой ситуации. Кто-то будет пить, чтобы отключить мозг, кто-то останется с больными несмотря на то, что этого человека готов вытащить из карантина высокопоставленный родственник, кто-то добровольно проникнет в клинику, рискуя собственной жизнью, чтобы быть рядом с любимой, кто-то окажется трусом и предателем, кто-то – героем. Кто-то просто умрет, а кто-то – просто выживет. Характеры получились достаточно трехмерными, именно такими они были бы и в реальной жизни. Во всяком случае, в это веришь.

Никакого жанрового саспенса в этой ленте, конечно, искать не надо, но вот немного атмосферы и нелицеприятных физиологических подробностей вы получите. Но, разумеется, не в тех масштабах, что привычны для современных зомби-фильмов. В результате получилась интересная работа, не потерявшая своей актуальности и по сей день (возможно, в 2015-м она даже более актуальна, чем в 1982-м), жутковатая, но во многом недоработанная и не оказывающаяся такого эффекта, какой могла бы оказать. Это касается как драматической, так и хоррор-составляющей. К просмотру однозначно рекомендуется, однако с таким понятием как «шедевр» фильм Горана Марковича и близко не стоит.

6,5/10