Древесина была основным сырьем для человека с доисторических времен до наших дней. Она использовалась в качестве топлива для отопления, для производства инструментов и ценилась как строительная древесина. Многие предметы искусства и музыкальные инструменты также были сделаны из дерева. На сегодняшний день эти деревянные доисторические объекты стали частью нашего культурного наследия, и древесина приобрела важное значение в доисторических исследованиях, особенно в дендрохронологии.
Возраст деревянных предметов может быть определен с помощью дендрохронологии, которая в основном является научной дисциплиной, изучающей древесные кольца в древесине. Определяет календарные годы треккинга и даты вырубки деревьев, что позволяет с точностью определить возраст деревянных предметов, не соответствующей ни одному другому методу. Таким образом, дендрохронология получила широкое распространение в области археологии, арт-истории и культурного наследия. Кроме того, это помогло улучшить калибровку кривой радиоуглерода, что облегчает датирование древесины, которая не может быть датирована с помощью дендрохронологии.
Не все породы деревьев подходят для дендрохронологического знакомства. Очевидно, что у вида должны быть анатомически отчетливые растущие кольца. Кроме того, деревья должны расти в широком экологическом и географическом диапазоне. Это означает, что древесные породы можно встретить на обширной территории, в различных типах лесов или лесных массивов.
Деревья должны иметь возможность занять (совместное) доминирующее положение в различных типах лесных массивов. Преобладающие деревья чаще реагируют на климатические импульсы, которые часто преобладают на больших площадях, в то время как подавляемые или затененные деревья в большей степени подвержены влиянию динамики местных лесов. Сердцевина древесины должна быть достаточно прочной для обеспечения сохранности древесины. Наконец, древесина древесных пород должна была широко использоваться в течение длительного периода времени.
Европейский дуб хорошо соответствует этим требованиям и представлен в основном педункулированным и сидячим дубом (Quercus Petraea (Matt.) Liebl.). Дуб ценится за его механические свойства и долговечность. Он широко используется с доисторических времен, и поэтому также является ведущим видом в (до)исторических исследованиях древесных колец в Европе.
Дубовая дендрохронология - это динамичная и постоянно развивающаяся дисциплина. После создания в 1990-х годах длительной, преимущественно западноевропейской дубовой хронологии, исследовательская работа многочисленных лабораторий, разбросанных по всей Европе, привела к значительному прогрессу в этой дисциплине.
Целью данной работы является обзор последних достижений в исследовании кольцевых уплотнений европейского дуба и обзор наиболее важных применений в археологических и художественно - исторических исследованиях.
На сегодняшний день дендрохронология является наиболее точным методом датирования, применимым в доисторических исследованиях, и, несомненно, сохранит эту позицию в будущем. Специфика ежегодных колец роста в сочетании с тем, что многие культурные объекты, исторические здания и археологические памятники сделаны из дерева (особенно из дуба в Европе), означает, что дендрохронология имеет существенное преимущество перед другими методами датировки.
Кроме того, стандартная точность датирования, вплоть до календарного года, может быть даже улучшена благодаря использованию современных знаний в области деревообразования и анатомии древесины. В отдельных случаях это может помочь определить сезон или даже месяц вырубки деревьев.
Следует продолжать работу по созданию новых справочных хронологий, совершенствованию существующих и расширению глобальной хронологической сети. Помимо точной датировки доисторических объектов, длиннокольцевые хронологии являются ценным источником информации для широкого круга экологических исследований, таких как реконструкция климата, окружающей среды, лесного хозяйства и структуры лесов прошлого, или может помочь точно настроить калибровку радиоуглеродов. Изучение прошлого, безусловно, важно для оценки текущих и прогнозных изменений климата и окружающей среды в будущем.
Дендрохронологическая датировка затруднена, когда доступны только короткие ряды частот, или если исследуемый образец древесины содержит различные аномалии роста. В таких случаях дендрохронология иногда не может обеспечить точную дату валки исследуемого образца дуба. Поэтому важно усовершенствовать нынешнюю статистическую методологию и получить больше опыта работы с короткими сериями.
Недавние достижения в области многомерных процедур скрещивания, основанных на особенностях плотности древесины, характерных для конкретных колец деревьев, обнадеживают в этой области. Эти анализы основаны не только на измерениях ширины кольца, но и включают описания, связанные с плотностью каждого растущего кольца, в многомерные временные ряды.
Датировка исторических бревен с менее чем 50 древесными породами, основанная на многомерных методах скрещивания, до сих пор успешно применялась только для ели (Picea abies). Однако в будущем эта методология может быть применена и к дубовым лесоматериалам. Кроме того, дополнительные анатомические особенности древесины (включая аномалии роста) могут быть использованы в качестве дендрохронологических маркеров, используемых для скрещивания. Это еще не полностью изучено, отчасти из-за интенсивных и трудоемких процедур количественной оценки анатомических характеристик древесины широколиственных пород деревьев.
Поэтому последние методологические достижения в полуавтоматизированном анализе изображений открывают новые перспективы для количественных анатомических исследований древесины. Например, проводимые в настоящее время исследования показывают, что размеры и распределение некоторых типов клеток, таких как большие раннелесовые суда, содержат климатические и экологические сигналы, отличные от измерений ширины кольца. Это открывает новые возможности для создания временных рядов, которые позволяют точно количественно оценить ежегодную изменчивость анатомии древесины, что может способствовать восстановлению палеоклимата и датировке древесных колец.
Для того чтобы получить точную датировку рукотворных деревянных предметов и конструкций, должно быть понятно, что дендрохронология датирует только кольца деревьев, она не говорит, когда был создан объект. Отношение местного сообщества к лесу и древесине как основному сырьевому материалу может создать временные разрывы между датой создания серии колец и формированием деревянных элементов.
В частности, время, прошедшее между вырубкой деревьев и фактическим созданием объекта, имеет первостепенное значение для интерпретации дендрохронологических дат. Это все еще требует лучшего знания происхождения древесины, продолжительности транспортировки древесины, выдержки и предварительной обработки древесины.
Для документирования всех этих элементов в будущем потребуется более междисциплинарное и международное сотрудничество. Интенсивное сотрудничество между дендрохронологами, искусствоведами - историками и архивариусами, в частности, обладает потенциалом для предоставления соответствующей информации по этим вопросам. Кроме того, постоянно расширяющаяся система отсчёта абсолютно устаревших хронологий сайтов, вероятно, приведет к увеличению числа успешных применений датировки с использованием древовидных колец. Как следствие, дендрологическое финансирование позволит получить более подробную информацию о торговле исторической древесиной и эксплуатации первичных лесов в течение всех доисторических периодов.
Очевидно, что дендрохронология в настоящее время применяется в широком спектре экологических и исторических исследований. В дополнение к точной датировке исторических лесоматериалов, анализ древесных колец позволяет получить необходимую информацию для реконструкции климата, изучения управления и структуры лесов в прошлом и т.д. Другими словами, дендрохронология, касающаяся древесного культурного наследия, явно вышла за рамки знакомства.