Культура определяется по-разному; короткое определение этого автора гласит: "Культура - это коллективное программирование разума, которое отличает членов одной группы или категории людей от других". Это всегда коллективное явление, но оно может быть связано с разными коллективами.
Внутри каждого коллектива существует множество различных индивидуумов. Если характеристики индивидуумов представляются как варьирующиеся в зависимости от кривого колокола, то различия между культурами - это смещение кривой колокола при переходе от одного общества к другому.
Чаще всего термин "культура" используется для обозначения племен или этнических групп (в антропологии), наций (в политологии, социологии и управлении) и организаций (в социологии и управлении). Относительно неизученной областью является культура профессий (например, инженеры против бухгалтеров или преподаватели различных дисциплин).
Этот термин может также применяться к представителям разных полов, поколений или социальных классов. Однако изменение уровня агрегирования исследованных данных меняет характер понятия "культура".
Социальные, национальные и гендерные культуры, которые дети приобретают с самого раннего детства, имеют гораздо более глубокие корни в человеческом разуме, чем профессиональные культуры, приобретенные в школе, или чем организационные культуры, приобретенные на работе.
Последние могут быть заменены, когда люди берутся за новую работу. Социальные культуры живут в ценностях (часто бессознательных), в смысле широких тенденций отдавать предпочтение определенным состояниям дел перед другими. Культура организации находится скорее в (видимой и сознательной) практике: то, как люди воспринимают то, что происходит в их организационной среде.
Классификация культур: концептуальные размеры
Многие авторы во второй половине ХХ века размышляли о природе основных проблем общества, которые представляют собой различные аспекты культуры. Наиболее распространенным измерением, используемым для упорядочивания обществ, является степень их экономической эволюции или современности.
Одномерное упорядочение обществ от традиционного к современному, основанное на вере в прогресс девятнадцатого и двадцатого веков. Экономическая эволюция обязательно должна быть отражена в коллективном интеллектуальном программировании людей, но нет причин, по которым экономическая и технологическая эволюция должна подавлять другое культурное разнообразие. Существуют аспекты культуры, не связанные с экономической эволюцией.
Британский антрополог Мэри Дуглас предложила двумерное упорядочение взглядов на мир:
1. Группа" или включение - претензия группы к ее членам;
2. Сеть" или классификация - степень, в которой взаимодействие регулируется правилами.
Дуглас рассматривал эти категории как относящиеся к широкому спектру верований и социальных действий: Взгляды на природу, путешествия, пространственное устройство, садоводство, кулинарию, медицину, значение времени, возраста, истории, болезни и справедливости. Как представляется, она подразумевает, что эти аспекты применимы к любому уровню агрегирования.
Вышеприведенные одномерные или болеемерные классификации представляют собой субъективные рефлексивные попытки упорядочить сложную реальность. Каждый из них сильно окрашен субъективным выбором его автора(ов).
Они частично дублируют друг друга, однако отсутствие ясности в отношении уровней анализа (отдельная группа/культура) и их смешение являются серьезными методологическими недостатками.
Эмпирические подходы и аспекты Хофстеда
В 1949 году американский психолог Рэймонд Кэттелл опубликовал применение новой статистической методики факторного анализа для сравнения стран. Ранее Кэттелл использовал факторный анализ для изучения аспектов интеллекта на основе тестовых оценок отдельных студентов.
На этот раз он взял матрицу переменных национального уровня для большого числа стран, беря заимствования из географии, демографии, истории, политики, экономики, социологии, права, религии и медицины. Получаемые в результате этого факторы трудно интерпретировать, за исключением важной роли экономического развития. Тиражирование его метода другими сторонами дало тривиальные результаты.
В 1970-х годах этот автор - более или менее случайно - получил доступ к большой базе данных исследования ценностей и связанных с ними настроений людей в более чем 50 странах мира (Hofstede, 1980). Эти люди работали в местных филиалах одной крупной многонациональной корпорации: IBM.
Большинство подразделений организации дважды в течение четырехлетнего интервала проводили обследования, и база данных содержала более 100 000 вопросников. Первоначальный анализ базы данных на уровне отдельных респондентов оказался запутанным, однако произошел прорыв, когда акцент был сделан на корреляции между средними баллами пунктов обследования на уровне стран.
Размеры Хофстеда в двух словах
В этом разделе я подытожу содержание каждого измерения, противоположного культурам с низкими и высокими баллами. Эти возражения основаны на корреляции с исследованиями других стран, и поскольку эта взаимосвязь статистическая, не все линии одинаково сильно применимы к каждой стране.
Расстояние питания
Расстояние власти определяется как степень, в которой менее влиятельные члены организаций и институтов (таких как семья) принимают и ожидают, что власть распределяется неравномерно. Это представляет собой неравенство (больше по сравнению с меньшим), но определяется снизу, а не сверху.
Это говорит о том, что уровень неравенства в обществе одобряется как последователями, так и лидерами. Власть и неравенство, конечно же, являются фундаментальными фактами любого общества. Все общества неравны, но некоторые из них более неравны, чем другие.
Избегание неопределённости
Избегание неопределенности - это не то же самое, что и избегание риска; оно связано с терпимостью общества к двусмысленности. Он показывает, в какой степени культура программирует своих членов, чтобы они чувствовали себя либо некомфортно, либо комфортно в неструктурированных ситуациях.
Неструктурированные ситуации являются новыми, неизвестными, удивительными и отличаются от обычных. Культуры, избегающие неопределенности, пытаются минимизировать возможность возникновения таких ситуаций посредством строгих кодексов поведения, законов и правил, неодобрения девиантных мнений и веры в абсолютную истину; "может быть только одна истина, и она у нас есть".
Индивидуализм
Индивидуализм, с одной стороны, и коллективизм, как социальная, а не индивидуальная характеристика, с другой стороны, - это степень интеграции людей в обществе в группы. С индивидуалистической стороны мы видим культуры, в которых связи между людьми ослаблены: каждый должен заботиться о себе и своей близкой семье.
С коллективистской стороны мы видим культуры, в которых люди с рождения интегрированы в крепкие, сплоченные внутригрупповые, часто расширенные семьи (с дядями, тетями, бабушками и дедушками), которые продолжают защищать их в обмен на бесспорную лояльность и противостоять другим группам.
Измерение культур в будущем
Тот факт, что окружающий нас мир меняется, не должен влиять на полезность пространственной парадигмы; напротив, парадигма может помочь нам понять внутреннюю логику и последствия этих изменений.
Некоторые авторы прогнозируют, что новые технологии сделают общества все более похожими. Технологическая модернизация является важной движущей силой для изменения культуры и ведет к частично схожим изменениям в различных обществах, но нет ни малейшего доказательства того, что она стирает различия по другим измерениям. Это может даже усилить различия, поскольку на основе ранее существовавших систем ценностей общества по-разному справляются с технологической модернизацией.
Изменения в культуре достаточно фундаментальны, чтобы сделать недействительными рейтинги индексов станового измерения, или даже актуальность модели измерения, потребует либо гораздо более длительного периода - скажем, от 50 до 100 лет - либо чрезвычайно драматичных внешних событий.
Многие различия между национальными культурами в конце 20-го века были заметны уже в 1900, 1800 и 1700 годах, если не раньше. Нет причин, по которым они не должны играть какую-либо роль до 2100 года или после него.