Третий выпуск "сериала" о необычных домах, собранный из прогулок по Москве. Один из них очень известен и виден со всех сторон - Дом страхового общества "Россия", второй спрятался в Басманных переулках. Более подробные их истории можно прочесть, перейдя по ссылкам.
Это здание в стиле модерн на углу Казарменного и Подсосенского переулков (18/5), куда редко забредают туристы, не привлечет яркостью фасада. Но раз обратив на него внимание, уже ни с чем не спутаешь: четыре этажа и тянущийся над ними оплетенный стеблями эркер. Еще десятилетие назад трудно было не заметить и другое: здание давно не знало ремонта. Облетали куски штукатурки, отваливалась изысканная лепнина. Впрочем, непонятно, что хуже: после каждого ремонта дом лишался очередных деталей декора. Так, в один прекрасный день перестали алеть маки на нежно-голубом керамическом фоне — ремонтники замазали.
А ведь как хорош был доходный дом Тарховой, возведенный по проекту Георгия Макаева в начале позапрошлого века! В его оформление можно было бесконечно всматриваться и находить что-то свое. Поэтому и имело здание много имён. Звали его Домом с маками — благодаря рельефу с этими цветами и украшавшим фасад панно. С кошками — вглядитесь, натуральные кошачьи головы! Называли Домом с кактусами, с ромашками, с чертополохом. Даже улитка в возникающих образах пробегала (вернее — проползала).
Архитектор, пленившись собственным творением, в нем и поселился. Позже, как было принято в те времена, дом разделили на коммуналки, которые, в свою очередь, расселили в 1979 — 1980 году.
Несмотря на все преобразования и обедневший декор, дом, похоже, свою несколько мистическую ауру сохранил. Художник Константин Звездочетов рассказывал:
«Если зайти в дальнюю комнату нашей квартиры, то за тобой эхо повторяет странным голосом робота. А потом ты начинаешь хлопать в ладоши. Вместо хлопков эхо отвечает бурятской народной музыкой. Это дух Макаева».
Побродить по Подсосенскому переулку можно здесь: "Облетевшие маки, дом-улитка, жизнь — сон".
Дом страхового общества "Россия"
Одна из самых монументальных построек рубежа XIX-XX веков — комплекс из двух доходных домов страхового общества «Россия», занимающий целый квартал (Сретенский бульвар, 6/1). Жильё там было самое наироскошное. Квартиры с площадью от 200 до 400 кв. м с высотой потолков в среднем около 4 м были оснащены по последнему слову техники:
Воздух, подававшийся в помещения вентиляционной системой, фильтровался, увлажнялся и подогревался. Вода поступала в дом из артезианской скважины. Электричество вырабатывала собственная электростанция. В подвале находились прачечные.
Были даже — мыслимое ли в 1902 году дело! - электрические лифты. Но кроме масштабов и оснащения был еще один аспект, выделяющий эти в то время оранжево-кирпичные корпуса из прочих — эстетика! Даже великий Ле Корбюзье, весьма критически относившийся к архитектуре нашего города, считал это здание, возведенное по проекту Николая Проскурнина, одним из красивейших в Москве.
Вокруг этого «города в городе» можно и сейчас бродить кругами — Сретенский бульвар, Милютинский, Бобров, Фролов переулки - и все время замечать новое. Стилизованная башня с часами, химеры, сидящие по краям балконов, горгульи — поддерживающие балконы, не повторяющиеся рисунки ограды, обнаруживающийся в самых неожиданных местах и самого неожиданного вида вензель страхового общества «Россия» — переплетенные «О» и «Р».
Подробнее о последующей бурной жизни дома можно прочитать здесь: «Сретенский бульвар: сокровища из коммуналки».
Первая часть: «Современники крутили пальцем у виска»; вторая: "Громадные комнаты были полны кое-как сваленных драгоценностей".
Мария Кронгауз
Делитесь своими историями! Почта emka3@yandex.ru