– Поговорите с Алексеем. Он в спектакле офицера играет. Алексей! Алексей! – председатель регионального отделения общественной организации «Новые возможности» Марина Полухина оглядывается по сторонам и ищет взглядом одного из актеров.
– Я какого-то «офицера» на улице у входа видела.
Марина Полухина устремляется на улицу и уже через плечо говорит:
– Алексей, между прочим, настоящий офицер.
Для актеров психотерапевтического театра «Мы», работающего на базе Тамбовской областной психиатрической больницы, каждый спектакль – событие огромной важности. А показать свой спектакль в рамках открытого фестиваля «Виват, театр!» – событие вдвойне. Впервые игру «особенных» актеров оценивало профессиональное жюри.
До начала спектакля еще есть время, и мы с Алексеем удобно устраиваемся на мягких диванах в фойе Дома молодежи.
– Я ведущий спектакля: читаю преамбулу и связываю между собой истории, из которых он состоит, – хорошо поставленным голосом говорит актер. – Обычно я веду все наши концерты. Но этот спектакль все-таки игровой, и доля актерской игры у меня тоже присутствует.
Спектакль «Время Веры, Надежды и Любви» – инсценированные письма с фронта. В нем задействовано рекордное для театра количество актеров – шестнадцать человек. Они разыгрывают сцены, поют, танцуют, читают стихи. И все это – о Великой Отечественной войне. Алексей – «голос за кадром», но стоит он внизу перед сценой:
– Для меня обыгрывать эту тему было несложно: я в прошлом офицер.
– Бывших офицеров не бывает, – вставляю я.
– Наверное, – улыбается Алексей. – С детства я мечтал стать военным, увлекался военной историей. В этом спектакле я фактически реализовал свою детскую мечту.
Вся композиция спектакля полностью создана самими актерами под руководством психолога и профессионального режиссера Наталии Наружной.
– Не могу сказать за каждого, но лично я воспитан в духе патриотизма. Вообще, защищать Родину – это не только призвание, но и профессия, – размышляет Алексей. – Россия на протяжении всей своей истории вела войны. На это есть и объективные причины, ведь у нас огромная территория, которая была лакомым кусочком. Поэтому и доктрина у нас оборонная. Помните песню «Хотят ли русские войны»? Мы не хотим войны! Но мы обязаны вооружаться.
Алексей очень долго и обстоятельно рассказывает о военных доктринах России и США, о внешней политике. Кажется, разговор почти отошел от спектакля. Но сейчас меня спектакль интересует больше, чем политика Министерства обороны.
– Для меня это фактически четвертая роль в нашем театре. Потому что помимо театральных постановок мы организуем концерты. Недавно на День психического здоровья мы проводили концерт для пацметнов непосредственно в больнице, – у Алексея очень правильная и грамотная речь. Если бы собеседник не сидел рядом со мной, я бы решила, что он говорит «по бумажке». – Я в коллективе с сентября прошлого года. Наверное, эта роль пока самая удачная.
То, как Алексей формулирует и излагает мысли, заставляет меня начать сомневаться. Ведь на сцене театра «Мы» играют люди с особенностями психики. Алексей словно читает мои мысли:
– Этот спектакль мы поставили полностью сами, практически без участия здоровых людей. Это самое главное. Мы и актеры, и постановщики.
– А о какой роли Вы мечтаете? Кого хотите сыграть?
– Наверное, самого себя, – мягко и удивительно обаятельно смеется Алексей. – Именно через творчество можно познать себя. Потому что мы сами себя иногда не знаем. Даже здоровый человек себя не понимает.
– Ну, мне кажется, нет здоровых людей. Есть недообследованые, – вставляю я.
Актер улыбается и соглашается. Он вообще уверен, что для человека нормально постоянно задавать самому себе вопросы: «Кто я? Зачем? Почему?». И именно творчество помогает анализировать.