В недавнем прошлом при строительстве дорог в различной степени в Европе, Южной Африке, Австралии и США применяли для вязкости асфальтобетонной смеси каменноугольную смолу (в большинстве случаев, которую называют просто смолой), являющегося продуктом коксования каменного угля.
Поскольку битум и смола имели сходный внешний вид, в прошлом практически не различались как строительный материал. Однако их происхождение и, следовательно, химический состав существенно различаются. Если такое вещество как битум является продуктом нефтепереработки, то каменноугольная смола представляет собой побочный продукт одного из двух образований.
Обогащение угля с помощью термической деградации на коксохимическом заводе, применяемом при производстве стали - это процесс, в результате которого получается смола.
Также другим процессом, с помощью которого может получиться каменноугольная смола является производство нефти, в результате чего появляется побочный продукт.
В результате деструктивной перегонки каменноугольной смолы она включает в себя полициклический ароматический углеводород.
Общепризнано, что состав полицеклических ароматических углеводородов в каменноугольном дегте намного выше, чем содержащиеся в битуме.
Экономика и доступность способствовали применению разнообразных подходов, например, в Южной Африке смолы были относительно многочисленной и дешевле битума, в то время как в США она была дороже и составляла лишь 1-2% рынка связующих веществ.
Европа
Угольная смола используется во всех слоях дорожного покрытия в Европе. Иногда его использовали на 100%, иногда для смешивания нефтяпереработанного битума и смолы, а иногда смеси с полимерами. Некоторые продукты из битума и смолы путали и не видели различия между нефтяным происхождением битума и каменноугольной смолы.
Только после замены битума почти полностью каменноугольной смолой в Европе в 1970-е и 1980-е годы в связи с ростом добычи нефти и сокращением использования кокса и связанными с этим экономическими факторами, возникла опасность для экологической безопасности человека и окружающей среды.
В Европе к началу 1990-х годов использование каменноугольной смолы в дорожном покрытии было в целом прекращено.
К сожалению, многие до сих пор путают терминологию, относящуюся к историческому употреблению термина "смола". Смола использовалась в таких странах, как Франция, Бельгия, Нидерланды, Норвегия, Дания, Финляндия, Швеция, Словения, Турция и др.
Контроль за использованием каменноугольной смолы в Европе с 1990 годов направлен на предотвращение присутствия большого количество каменноугольной смолы на дорогах вследствие их переработки.
США
Со времени Второй мировой войны в США в асфальтобетонных покрытиях не было широкого применения каменноугольной смолы.
В течение всего этого времени экономика нефтедобычи битума оставалась благоприятной, каменноугольная смола снижалась. После Второй мировой войны наблюдался рост интенсивности дорожного движения, скорости движения и нагрузки на них, что привело к одновременному увеличению спроса на строительство и содержание асфальтовых дорог.
Производство каменноугольной смолы для дорожного строительства снизилось с 675 миллионов литров в 1945 году до 2 миллионов литров 1963 году, в результате чего каменноугольная смола использовалась менее чем на 3% всех асфальтобетонных материалов для дорожного строительства. Имеются данные об очень ограниченном использовании каменноугольной смолы еще в 1965 году в тех районах страны, где добыча угля и стали была значительной.
Совсем недавно применение каменноугольной смолы было ограничено несколькими внедорожными областями, такими как аэродромы и применение эмульсии в качестве герметика для дорожных покрытий парковок, подъездных путей и мостов.
Спецификации государств обычно запрещают использование смеси, содержащей каменноугольную смолу.
Южная Африка и Австралия
В Южной Африке и Австралии каменноугольная смола в основном используется в грунтах и щебневых уплотнениях.
Некоторые смолы использовались в конце 1960-х и 70-х годов в поверхностных покрытиях, включая контейнерные терминалы, которые подвержены разливам топлива, автостоянки и автобусные терминалы. В Южной Африке, по оценкам, использование смолы в 1970-х годах составляло менее 25% всех вяжущих веществ и с тех пор значительно сократилось. Дорожные агентства и подрядчики в Южной Африке заявили о намерении прекратить его использование.
https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BD%D0%B5%D1%84%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%B1%D0%B8%D1%82%D1%83%D0%BC&isize=eq&iw=600&ih=600&pos=12&rpt=simage&img_url=https%3A%2F%2Fwww.telrehber.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2019%2F07%2FiMAGE.jpgТаким образом, дорожное строительство при определении состава смесей для покрытия дорог должны руководствоваться не только из экономической целесообразности, но с учетом химических составов и токсичности, оказывающего воздействие на окружающую среду.