Рак простаты является наиболее распространенной злокачественной опухолью и является второй по значимости причиной смерти от рака у мужчин.
Только в 2016 году в США было диагностировано 180 890 новых случаев заболевания, что соответствует 21% всех злокачественных новообразований у мужчин. Около 5% этих пациентов имеют метастатическую форму заболевания и нуждаются в системном лечении.
Исследования показали, что 17-30% пациентов с раком простаты, получивших тот или иной компонент лечения, будут иметь рецидив и в последующем также нуждаться в системной терапии. Основой лечения пациентов с метастатическим раком простаты с 1940-х годов является андрогендепривационная терапия (АДТ). Но у большинства пациентов в разные сроки наблюдается прогрессирование заболевания, которое затем можно охарактеризовать как метастатическии КРРПЖ.
Хотя последние достижения в лечении этой формы рака включают внедрение новых препаратов, таких как абиратерон и энзалутамид, доцетаксел остается одним из основных (доступных) терапевтических вариантов для большинства пациентов.
Около половины пациентов, с метастатическим кастрационнорезистентным раком предстательной железы (мКРРПЖ), не отвечают на терапию доцетакселом. Таким образом, маркер ответа был бы полезен для принятия клинических решений.
Механизм действия доцетаксела заключается в стабилизации микротрубочек, являющихся волокнистыми полимерами, состоящими из альфа- и бета-тубулина. Доцетаксел связывает бета-тубулин, который разрушает митотическую нить (стержень) и задерживает клеточное воспроизводство. Механизмом устойчивости к доцетакселу является сверхэкспрессия βIII-тубулина в клетках опухоли, которая коррелирует с отсутствием реакции на лечение других видов рака, таких как рак желудка и легких.
Плуссар и его коллеги показали, что экспрессия βIII-тубулина связана с высоким баллом Глисона и повышенным риском рецидива в выборке пациентов с гормонально наивным раком предстательной железы. Постоянное воздействие доцетакселя in vitro на раковые клетки простаты увеличивает экспрессию βIII-тубулина, повышая устойчивость к препарату.
Они также обнаружили повышенную чувствительность к доцетакселу после заглушения гена βIII-тубулина. В том же исследовании увеличение экспрессии βIII-тубулина было связано с меньшей выживаемостью в выборке из 37 пациентов с мКРРПЖ. Насколько известно, это было единственным исследованием экспрессии βIII-тубулина у пациентов с КРРПЖ до 2019года.
В 2019 году было проведено ещё одно исследование (увеличение экспрессии βIII-тубулина у пациентов с мКРРПЖ) куда было включено 73 пациента. 51% были афроамериканцами и 46% - европейцами, средний возраст которых составляет 65,7 ± 7,7 лет. В 77% случаях для оценки экспрессии βIII-тубулина была ткань опухоли полученная при биопсии предстательной железы (методом иммуногистохимии). Средний показатель Глисона составил 8 баллов, около половины пациентов (52%) на момент постановки диагноза не имели метастазов. Среднее время, до развития метастатического КРРПЖ, составило около 5 лет (с момента постановки диагноза). Терапия дозетокселом проводилась в 79% случаев. В результате медиана общей выживаемости для пациентов с высокой экспрессией βIII-тубулина составила 17,4 месяца по сравнению с 19,8 месяцами у пациентов с низкой экспрессией данного показателя. В исследовании выполнена оценка ещё рада показателей, однако группа не спешит их предавать огласке.
Таким образом, хоть и на незначительной выборке, была вновь продемонстрирована зависимость между уровнями экспрессии βIII-тубулина и агрессивности рака предстательной железы.