Немногие знают, что задолго до запуска в США программы "Спейс Шаттл" в 1972 году, в СССР разрабатывали свой космический самолет. Практически сразу после триумфального полета Гагарина пришла идея многоразового космического аппарата, за работу взялось ОКБ имени А.И. Микояна, главный конструктор которого, Глеб Лозино-Лозинский, назвал проект "Спираль". В отличие от Шаттла он выводился в космос не с помощью одноразовой разгонной ступени, а взлетал со спины сверхзвукового самолета носителя, поэтому эта система была полностью многоразовой. В 1966 году была сформирована группа из 4-х космонавтов, в которую входил легендарный Герман Степанович Титов и они начали подготовку в рамках проекта.
Прототип космического модуля системы "Спираль" получил кодовое имя "изделие 105" и совершил четыре испытательных полета, так же проводились испытания в космосе, было 4 аппарата серии "БОР", "БОР-2 совершил 2 успешных полета". Причем орбитальные самолеты могли быть разного назначения, от грузовых до перехватчиков космических целей, оснащенных ракетами с оптическим наведением.
Кстати именно с него, судя по внешнему сходству скопирован американский шаттл "Dream Chaser".
К сожалению, в 1978 году проект свернули, отдав предпочтению американской компоновке, так появился "Буран", которому суждено было взлететь лишь однажды. Тогда страна брала курс на все западное, распад СССР был не за горами.
А ведь американский "Спейс шаттл" оказался тупиковой ветвью эволюции, об этом можно прочитать этой статье, если бы проект Спираль развивали дальше, то сейчас могли бы летать полностью многоразовом комплексе
Спасибо за прочтение статьи, подписывайтесь на канал, дальше будет еще круче интереснее!