В легендах создателями ранней китайской медицины всегда называют двух великих императоров. Это Шэнь Нун, или Красный император, который изобрел лечение травами, и Хуанди, или Желтый император, который изобрел искусство врачевания. Два ранних классика медицины носят имена Шень Нон Бенкао Цзин (классик медицины трав) и Хуанди Нэй Цзин, заложивший основы теории медицины. Легенды относят возникновение этих областей медицины к глубокой древности, однако на самом деле они сложились намного позже и под влиянием целого ряда людей, которые внесли свой вклад в их развитие.
Люди эпохи Шань уделяли проблемам здоровья много внимания и создали обширные традиции врачевания. В те времена все болезни подразделялись всего лишь на несколько общих видов.
Болезнь они воспринимали как нарушение нормальной деятельности организма и давали этому своеобразное объяснение.
Проклятие предков
В ранних хрониках эпохи Шань упоминается большое количество болезней ног, уха, зубов, языка, глазных заболеваний, включая слепоту; детские болезни, чесотка, а также внутренние болезни. Однако при этом не упоминается ни одно лекарства от этих болезней, за исключением одного средства: молитвы. Дело в том, что в те времена любая болезнь считалась проклятием предков. И зубная боль, и сломанная нога, и неурожай — все это объяснялось проклятием, которое умершие предки насылали на живых, когда были чем-то недовольны, а различие между зубной болью и неурожаем сводилось лишь к тому, что в первом случае предки наказывали конкретного человека, а во втором — все сообщество. Таким образом, единственным средством от любой болезни становилась молитва и жертвенные ритуалы, необходимые для того, чтобы умилостивить умерших предков.
Природное зло
В качестве причин болезней упоминаются также природные явления. Считалось, что многие болезни вызывают злые ветры, которые могут дуть сами по себе или насылаются на деревню умершими предками. Такие болезни требовали вмешательства правителя, который мог усмирить злой ветер, совершив необходимые ритуалы для умилостивления предков. Многие ранние представления о происхождении болезней впоследствии либо были отброшены, либо трансформировались, став основой для новых теорий в китайской медицине, теорий, направленных на эмпирическое исследование и рациональный подход к медицине, опирающийся на различные философские традиции и теории, появившиеся в следующий период китайской истории.
Терапия предков
Терапия предков не требовала физического изучения заболевшего и не предусматривала какого-либо ухода за ним. Эта терапия была социальным актом, часто требовавшим участия правителя, который, посоветовавшись с оракулом, мог узнать волю предков. Правитель был единственным человеком, который мог практиковать терапию предков, и потому на него ложилась огромная ответственность за состояние здоровья подданных. Только он мог примирить живых и мертвых, и это объясняет, почему правители эпохи Шань обладали не только политической властью, но и огромным социальным влиянием.