Когда я писал о Грете Тунберг я поминал девочку Бану Алабед из Алеппо, как её предшественницу и политический проект. Она была проектом более спонтанным, менее продуманным, и потому технологии создания и цели проекта были куда более очевидными, чем в случае с Тунберг. Статья про неё в англовики.
Очень приличное количество разных людей разбирали все что с ней связано, что она почти слабо знает английский, однако пишет на нем очень хорошо, до 129 сообщений в день, было заявлено что ей помогает писать мать, учительница английского. Нашли то что папа водил дружбу с членами различных джихадистских группировок, во всяком случае фоткался с ними. Нашли профессионального активиста и заодно журналиста в ближайшем семейном окружении, таковые же были у Тунберг. Вот один из разборов того времени.
https://pikabu.ru/story/bana_iz_aleppo_istoriya_feyka_siriyskoy_devochki_4671148
А вот это на мой взгляд наиболее хорошее расследование проведенное по Бане.
https://labas.livejournal.com/1160382.html
Автор нашел с какого твиттерного акка началась история девочки Баны и скорее всего автора многих её сообщений. И что важнее он фактически показал как этот аккаунт был раскручен пулом журналистов, пишущих о Сирии а заодно ярых борцов с тиранией Асада по моему мнению. Я читал многих из них в 2015-16-17 в самый переломный пик сирийской компании. Этот пул журналистов за недостатком еще некоторых имен фактически определял как надо смотреть на войну на Западе.
" Аккаунт Баны начинает плотное окучивание журналистов и общественных деятелей, занимающихся Сирией.
Только за 24 сентября она обращается к James Longman (BBC), Karam Almasri (AFP, free photographer and videojournalist), Frédérique Geffard (AFP), Kareem Shaheen (Guardian), Mona Eltahawy (NYT opinion columnist), Elizabeth Tsurkov (Israel, Forum for Regional Thinking), Rena Netjes (Parool, NRC, VK, Newsweek, NYT), Louisa Loveluck (Washington Post), Liz Sly (Washington Post), Brooklyn Middleton (American Political and Security Risk Analyst), Charles Lister (Senior Fellow in Middle East Institute & Author), Lotte Leicht (Human Rights Watch), Sara Hussein (AFP), Kenneth Roth (Human Rights Watch).
25 сентября натиск продолжается: Iyad el-Baghdadi (Arab Spring activist), Janine di Giovanni (Newsweek), Sultan Al Qassemi (Emirati commentator on Arab affairs), Hadi Alabdallah (Independent Syrian journalist), Jon Williams (ABC), Emma Beals (Guardian, Vice, Beast, Raconteur), Lina Sergie Attar (Syrian-American Writer from Aleppo), Quentin Sommerville (BBC), Zeina Khodr (Aljazeera English), Sakir Khader (Volkskrant), Rawya Rageh (Amnesty International), Joseph Bahout (Carnegie Endowment), Michael Weiss (Daily Beast, CNN), Lyse Doucet (BBC), Sahar Baassiri (Lebanese Journalist and Producer), после чего внезапно стихает; в следующие дни обращения к конкретным юзерам становятся существенно более редкими, а то и исчезают совсем.
Таким образом, похоже, что о заявленном "Фатимой" скромном желании просто "sharing our lives" можно смело забыть, описанные выше действия являются совершенно очевидно попыткой раскрутки аккаунта, что делалось, может быть, не вполне тонко, но весьма энергично.
Тем не менее остается два вопроса:
1) Откуда у скромной студентки из Алеппо со знанием английского и пусть даже небольшим журналистским опытом столь подробные сведения о пуле журналистов и общественных деятелей, интересующихся Сирией именно сейчас, и об их аккаунтах в твиттере?
2) Почему окучивание на второй день прекратилась?
Оставим первый вопрос пока неотвеченным, зато ответ на второй можно предположить. Судя по этим двум диалогам (24 сентября, 25 сентября), потому что первая рыбка уже клюнула.
Корреспондентка Telegraph Josie Ensor предпочитала, очевидно, не задумываться, каким образом мать трех детей оказывается доступна для чата под бомбардировками в осажденном городе "always… on the phone, here & Skype", в результате чего появилась статья, опубликованная в Telegraph 29 сентября.
С нее начинается торжественное шествие "семилетней девочки из твиттера" по страницам независимой западной прессы. "
Я тут скажу что так просто на левый аккаунт большинство перечисленных не ведутся, у них километровые списки тех кого они кидают в черный лист. К примеру тот же Листер, он не репостил что попало, от кого угодно, что бы он репостнул он должен был быть уверен, получить какую то информацию от того кому доверяет, так что это не просто свидетельство бойкости авторов аккаунта, это именно его раскрутка этим пулом, не всеми из этого списка, но большей частью. А раскрутка для Тунберг или Баны в итоге является наиболее важным, без них они ничто, просто девочки.
В общем вопрос кем, как и зачем раскручивалась Бана Алабед был с разных сторон исследован. Но я обратил внимание на один аспект на который более серьезные люди внимания не обратили. Почему именно твиттер девочки? Образ девочки? Как я уже говорил я тогда много читал представителей этого раскрутившего её пула и уже не помню у кого но у кого то из них мне бросились в глаза сравнения с Анной Франк. Да кто-то из них называл её сирийской Анной Франк, девочкой которая описывала в своем дневнике ужасы Холокоста, и который после её гибели был опубликован и является одним из самых известных свидетельств о нем. Я в данном случае не хочу говорить об его историчности, есть сомнения, а только о сравнениях Баны с Франк. По моему даже Роулинг отметилась в том что бы сравнить с Франк Бану. Ремарки в адрес Холокоста есть в разборе лабоса.
" Первый твит аккаунта Баны "I need peace" отправлен в 5:07, следующий в 5.12, третий в 5:13, четвертый в 5.14 (4 твита за 7 минут: неплохая скорость для новичка). Шестым твитом (5.56) следует первое видео. Тут же следует первый ретвит. Затем обращение к президенту России (6.12), дальнейшие твиты и обращения; в 7.09 используется первый хэштег (сам хэштег #HolocaustAleppo форсился еще до появления Баны в твиттере), наконец в 9.06, то есть всего через четыре часа после первого твита ее сообщение расшариваетJim Clancy, бывший корреспондент CNN с 72 тысячами фолловеров, через 14 минут Бана благодарит его. Подведем первые итоги. За 4 часа отправлено 18 твитов, при этом юзер-новичок уже умеет ретвитить, отвечать на твиты, использовать хэштеги, вставлять видео и знает твиттер-нетикет. "
Тогда я решил что это было совсем не случайно, дело в том что была одна медийная персона из тех кто сильно участвовал в конфликте и про которую я в то время хорошо знал что для неё Анна Франк это нечто крайне важное. Я тогда читал многих и в том числе постпреда США в ООН Саманту Пауэр. Я знал что она неоднократно говорила об Анне Франк, и даже зачитывала в ООН дневник погибшей девочки блокадницы Тани Савичевой, которую с ней сравнивала. И тоже применительно к войне в Сирии. То выступления она закончила " Закончить выступление американский дипломат решила, обратившись к настоящему. Свой обличающий пафос американка направила против президента Сирии Башара Асада, который, по ее мнению, «сбрасывает бомбы на собственный народ и использует голод как орудие войны». ". Удивительно я не могу найти ни одной цитаты Пауэр с Анной Франк в период 2015-16 во время нашей сирийской компании, когда я собственно и узнал о том что для неё это важный образ. Даже то что она говорила в ООН о Савичевой почему то говорится на английском только на марксистских сайтах. Во всяком случае гугль на поиск Samantha Power Speech diary of Tanya Savicheva выдает только их. Но я нашел нечто более раннее. 2013. "Power writes that while the U.S. public was slower than often realize today to confront the realities of the Holocaust — she cites the theater adaptation of The Diary of Anne Frank from 1955 and the 1961 film Judgment at Nuremberg as playing a major role in waking Americans up to what had happened — the Shoah came to occupy a singular place in the American conciousness, and not surprisingly was frequently invoked as an analogy for describing events in Cambodia, Bosnia, Rwanda and other sites of genocide." И у ней оказывается есть книга на тему где она тоже поминает Франк. Причем книга идейная, «Проблема из ада: Америка в век геноцида» США должны вмешиваться в конфликты по миру что бы предотвращать геноциды. Именно с этой точки зрения она непрерывно нападала на режим Асада и на наше участие в конфликте. И теперь посмотрим на это вместе, в ООН представляет США человек для которого Холокост и Анна Франк очень важные составляющие идеи которую она же и продвигает, про вмешательство США в другие страны, которая вообще склонна к поискам какой то такой истории сильно напоминающей Анну Франк(дневник Савичевой) и в осажденном Алеппо появляется девочка, которую начинают пиарить в качестве сирийской Анны Франк. Не, это не случайно, здесь слишком хорошо заметен ум пиарщика или криэйтора, вполне разумный расчет. Я не обвиняю в данном случае Саманту Пауэр в авторстве проекта, хотя подозревать никто не мешает, я видел как про неё писали что она именно что хорошая пиарщица бывшая очень полезной для Обамы на демократических праймериз. Но вот что пиарщики могли и хотели использовать её идеи и подстроить нечто поднеёё достаточно очевидно. Потому и есть некоторые недостатки которые вылазят, как девочка слишком маленькая чтоб толково рулить твиттером, и английский почти не знает. Ну дык, ситуация на земле может сильно отличаться от желаемого, и не совпадать с создаваемым почти кинематографическим образом. За то как красиво, и как берет за душу. Девочка пишет из осажденного города, о бедах лишениях, страхе, смерти и обращается к мировым лидерам, а в какой то момент даже готовится сама умереть. Не умерла. Алеппо взяли, а оппозиционеры и девочка отбыли на зеленых автобусах в зеленый гадюшник Идлиба. Подобная кинематографическая креативность и продуманность видна и в медийном образе Тунберг. Даже был уже раскрученный датчанами и шведами очень очаровательный образ девушки синдромом Аспергера. Детектив Сага Нурен в сериале "Мост", который был крайне популярен в Европе, да и у нас тоже. Потому в сравнениях девственной Жанной Д,Арк, и невинными детьми из Детских крестовых походов нет на самом деле конспирологии. Подходящие культурные образы выбираются, обдумываются, примеряются на кандидатов. С Баной так вообще и под мировое сообщество и под конкретного человека.
Из всего перечисленного остался один упущенный исторический момент, который тоже по своему характеризует современность. Скоротечность. Проект Бана жил очень не долго. Девочка то понятно и сейчас нормально живет в Турции с убежавшими из Сирии родителями. но сам проект как летняя бабочка, махал крылышками только тройку месяцев. Твиттер появился 24 сентября. Тогда мало кто оценил ту обстановку в Алеппо в которой он появился. В июле 2016 сирийская армия взяла фермы Маллах, тем самым фактически замкнув кольцо вокруг оппозиционной части Алеппо. 31 июля- начало августа "Нусра" организовала масштабное наступление на юге и севере Алеппо с целью прорыва блокады. Нусровцы это гордо назвали "Матерью всех битв" и даже обещали устроить нам Сталинград (я сам это видел в твиттере). * К началу сентября матерь всех битв была проиграна, а "Манштейн" не смог выручить "Паулюса". 22 сентября сирийская армия начала наступление на восточную часть города где сидели друзья папы Баны. И 24 сентября появился твиттер Баны. Об этом мало писали потому что тяжелое положение осажденных было не всем очевидно тогда. На военных форумах тогда видны были нелестные оценки того личного состава боевиков что сидел в Алеппо, в сравнении с теми кто прорывался снаружи, но никто не думал насколько быстро схлопнется их оборона. Анклавы боевиков в Сирии до этого держались годами, Дума, Гута. Изнутри наверное проблемы были видны более наглядно, потому при первом же давлении появилась девочка. Самой постпреду Пауэр под которую это делалось, уже оставалось недолго сидеть, в ноябре демократы проиграли выборы и зимой она уйдет, хотя скажет где то 13-14 декабря одну из самых своих злых речей против геноцида в Алеппо. А 19 декабря боевики фактически капитулируют, сядут на зеленые автобусы и поедут в Идлиб вместе с Баной.
Проект Тунберг уже живет дольше, и наверное проживет в принципе больше. Но вообще такие детские проекты недолговечны. обычно где то на год, на два.