Взаимосвязь между историей, наукой и природой является динамичной и жизненно важной для углубления знаний об использовании планеты и природы (Земля/Океаны/Моря), понимания ее как фактора модернизации экономики, социальной сферы, науки и культуры государств и наций.
Природа
Природа, также, может рассматриваться как носитель новых научных и культурных практик общества, представитель новых политических, философских и социальных идеалов, в которых производство, распространение и присвоение знаний и их техники являются реальностью. Новый смелый мир ждет новых отношений, объединяющих различные пространства и менталитеты, способствующих межкультурным контактам, которые находят свое отражение в официальных докладах, докладах исследователей и создании библиотек, музеев, коллекций и научных объектов.
Исходя из транснациональной и сравнительной перспективы истории науки и техники, характеризующейся пересечением культуры и научной практики, восстановлением невидимых территорий, которые переходят в область видимости, представляется целесообразным изучить новые пути, охватывающие территории (метрополии и колонии) и научные пространства, всегда принимая во внимание глубокую взаимозависимость между наукой, политикой и обществом.
Море
В последнее время, несколько исследователей сосредоточили программы своих работ на темах, связанных с историей морей и океанов, что позволяет применять новаторские подходы, благодаря наличию новой транснациональной пространственной структуры. Углубление исторических знаний с помощью таких научных методов, как история окружающей среды и история мышления, позволяет нам понять морские и океанические пространства как агенты интенсивной межкультурной деятельности, способствующие проникновению менталитета и придающие новый импульс историческому перепутью.
Океан
Таким образом, Пауло Катарино Лопес размышляет о репрезентации океана на юго-западе Пиренейского полуострова в конце средневековья, принимая во внимание напряженность между двумя концепциями: еще одной негативной, преимущественно континентальной и сельской; и другой позитивной, под влиянием классического и мусульманского наследия. С точки зрения истории менталитетов, Лопес пересекает различные перспективы, в частности влияние политики, религии, науки и культуры на восприятие океана обществом, в котором Андалус и Моцараб играли центральную роль, с прогрессивным процессом христианизации океана.
Человек
Принимая во внимание вопрос о вмешательстве человека в природу и эволюцию планеты, посредством действий городского, социально-экономического и научно-технического характера, в качестве средства господства над территориями, особое внимание уделяется текстам Сары Альбукерке и Тьяго Рего Рамальо.
Отражение и углубление вопросов с точки зрения социальных наук, аспекты, связанные с использованием нового сырья, рассматриваются в технологическом контексте с учетом эволюции истории экологии, растущей озабоченности научной и интеллектуальной элиты, проблем и отличительных особенностей устойчивого развития.
Следуя транснациональной перспективе, Сара Альбукерке пересекает объекты и коллекции Королевского ботанического сада в Кью с отчетами и путешествиями европейских натуралистов в Британскую Гвиану - Джорджа Дженмана (1845-1902) и Эверарда Им Турна (1852-1932) - принимая в качестве отправной точки исследование индейского сырья, балаты, резиноподобного материала. Конкретизируя вопросы, связанные с памятью, сохранением научных объектов, межкультурными контактами и распространением знаний, автор подчеркивает важность исторического анализа балаты. Эта история переплетается с политической, экономической и социальной историей Британской Гвианы конца XIX века.
С другой стороны, Тьяго Рего Рамалью рассказывает о португальских интеллектуалах, высланных во Францию во время "Эстадо Ново". Эти интеллектуалы воспринимают мир под влиянием культурного марксизма с разных, инновационных точек зрения, где вопросы, связанные с технологической эрозией природы, начинают приобретать актуальность. Рассматривая в качестве примера Антонью Хосе Сараиву (1917-1993), автор углубляет отношения между современной техникой и природой, концепцию культуры и технологии и связь между человеком/природой/технологией.
Проблемы интернационализации науки и научного интернационализма хорошо видны при обмене - образцами, объектами, книгами и научными публикациями - в научных поездках, экспедициях и миссиях по обучению за рубежом, особенно межконтинентального характера, осуществляемых научными работниками, будь то профессионалами или любителями. Эти явления позволяют выявить европейских деятелей, учреждения, научную практику и культурную практику, которые пересекаются с реальностью Южной Америки, развивая новые социальные возможности во взаимосвязи между работой на местах и лабораторной работой, способствуя созданию важнейших международных сетей, видимых и невидимых, и подвергая сомнению понятия границ - физических, символических и умственных.
В этом контексте Симона Элиас, Десиу Руиву Мартинш и Ильдеу де Кастро Морейра анализируют португальские картографические исследования Бразилии в XVIII веке как инструмент имперской политики, преследующий научные и экономические цели. В качестве структурного элемента были представлены делимитация и знание границ путем проведения инвентаризации природных ресурсов и составления территориальных и гидрографических карт. В то же время новая элита специалистов, прошедших подготовку в мегаполисе, станет нововведением, которое окажет значительное влияние на формирование португало-бразильской разведки.
Наконец, Роберт Уилкокс подходит к пограничному вопросу с другой точки зрения, рассматривая в качестве примера торговлю скотом на границе Бразилии и Парагвая. В статье Уилкокс анализирует эволюцию фермерских хозяйств и законную и незаконную торговлю в Мату-Гроссо с учетом специфики спроса и предложения и потребностей рынка, что в конечном итоге приводит к напряженности между официальными властями и местными субъектами, когда само государство оказывается недостаточно контролируемым на данной территории.
Тематическая тренога "История, наука и природа" позволила использовать инновационные подходы в междисциплинарных вопросах. Благодаря вкладу этого тематического номера начинается выпуск эпистемологических семян, которые будут процветать в последующие годы в форме новых академических задач, предполагающих создание сетей знаний или даже создание исследовательских сетей, преобразование научной практики в научную культуру гражданственности в качестве формы предложения новых отношений между наукой и природой. Новые вопросы, новые поколения исследователей, новые территории будут в будущем привержены преобразованию представления о мире, в котором мы будем жить.