Искусство очень часто бывает эпатажным в широком смысле этого слова. Хотя бы потому, что его миссия состоит в том, чтобы привлекать внимание зрителей к темам, на которые хотелось бы порой закрыть глаза. Хотя в случае с Яном ван Беерсом эпатажным стало не только творчество, но и сама жизнь выдающегося бельгийского художника, причём безо всяких двусмысленностей.
Рождённому в семье известного поэта, Беерсу на роду было написано доказать всему миру, что он достоин носить фамилию своего талантливого отца. Неслучайно одним из самых ярких эпизодов творчества живописца считается работа в качестве иллюстратора над изданием поэтического сборника Яна ван Беерса (старшего).
Беерс-младший слишком долго и активно щекотал нервы всему культурному сообществу Бельгии, разгуливая в дамских нарядах по улицам Антверпена и устраивая исторические флешмобы вместе с товарищами из группы Van Beers Сlique. Скандал был неизбежен, и он состоялся, сделав тридцатилетнего Яна по-настоящему знаменитым художником. Самое забавное в этой истории заключается в её парадоксальности: Беерса обвинили в фотографической точности изображений на портретах. Экспертам и даже некоторым собратьям по художественному цеху померещился подвох в слишком живых, неуловимо точных образах.
Конечно, молодого человека оправдали, хотя он и сам не сидел сложа руки. В результате непродолжительных баталий Беерс был признан мастером гиперреалистической миниатюры, а его имя прогремело на всю Европу, что, в общем-то, стало ещё одним фантом в копилку его шокирующих выходок. За свою долгую и яркую жизнь Ян попробовал себя во всех существующих жанрах и везде преуспел. Исторические полотна, прелестные пейзажи и бытовые зарисовки, по признанию современников, вызывали одинаковые рукоплескания на выставках и салонах. Однако вершиной профессионального мастерства считаются его портреты, те самые, вызвавшие целую бурю на художественном Олимпе.
Работу «В гамаке» (1900 г) трудно назвать эпатажной или гиперреалистической, да, и написана она была в зрелом возрасте, когда дух ёрничества слегка повыветрился. Классически томная поза красивого женского тела словно выткана из света в живой импрессионистской манере. Белый и чёрный, – вот два базовых цвета, из которых рождается прекрасная незнакомка. Цвета плавятся, распадаясь на сотни оттенков, а те, взаимодействуя и перетекая друг в друга, оживляют картину, чуть раскачивая гамак, шевеля перьями веера и гоняя рябь на поверхности пруда.
Вся гамма роскоши с пеной кружев, волнами золотистого ворса, серебряным блеском шёлка пущена в ход, чтобы изобразить это томное создание, болтающее беспечно ножкой между небом и землёй. Густая ажурная зелень резной рамкой окружает портрет, а окно неба служит фоном, на котором особенно отчётливо выступает черноволосая кокетливая головка. Несомненно, вызов есть и здесь, и внимательный зритель обязательно прочтёт его. Но вызов этот мягкий, без напора, скорее в дань собственному неуёмному характеру, а не для того, чтобы в очередной раз вызвать восторженно-возмущённые реплики поклонников.
🎯 Если вам понравилась статья, поставьте "палец вверх" и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить следующие публикации. Приглашаем посетить наш сайт! Делитесь мнениями в комментариях! Спасибо, что уделили время прочтению статьи!
Предлагаем для обсуждения статьи: