Найти тему
Шакко: об искусстве

Как фотографировать в музеях

Оглавление

Что делать, чтобы получить настоящее удовольствие и не помешать другим.

(Это перевод иностранного текста из этого блога. Не со всем озвученным я согласна, но некоторые мысли весьма интересные).

Распространение и качество фотокамер в наши дни ведет к тому, что любой турист может делать множество фотографий. Поскольку все больше и больше музеев сегодня разрешает фотографировать, это ведет к тому, что собираются толпы, которые больше заинтересованы в том, чтобы сделать фотографию, а не насладиться произведением искусства -- и они мешают нормальным посетителям музеев. Это здорово, когда люди посещают культурные места, типа музеев, археологических раскопок, религиозных зданий и исторических домов, но ваша фотокамера должна быть использована так, чтобы прибавлять к вашему опыту, а не убавлять от него. Если вы хотите фотографировать в музеях, лучше следовать некоторым общим правилам, чтобы вы и другие посетители получили удовольствие от искусства.

 Ага, все мы под глубоким впечатлением от античной статуи "Лаокоона".
Но неужто КАЖДОМУ из нас вот прям так реально необходима её фотография?
Ага, все мы под глубоким впечатлением от античной статуи "Лаокоона". Но неужто КАЖДОМУ из нас вот прям так реально необходима её фотография?

Правило №1:
если вещь знаменита -- пренебрегите. Не фотографируйте её.

Вокруг прославленной "Моны Лизы", "Давида", автопортрета Рембрандта всегда собираются толпы. И не потому, что они хотят по-настоящему рассмотреть эти произведения, а потому что они хотят сфоткать знаменитость. Это невероятно расстраивает того, кто действительно хочет посмотреть на эти работы. Уж не говоря о том, что нормально поймать ракурс камерой, когда тебя со всех сторон толкают локтями, не возможно.

Просто забейте!

Задумайтесь -- какая вам реально польза с кривой темноватой фотки "Венеры Милосской", сделанной на мобильник? Искусство -- это то, что должно стать переживанием, в этом причина того, что вы отправились в путешествие и решили провести драгоценные полдня в Париже в Луврском музее, а не в прогулках по бульварам.

 Фотографий "Аполлона Бельведерского" в этом мире предостаточно. (А Августа вы заметили в толпе?)
Фотографий "Аполлона Бельведерского" в этом мире предостаточно. (А Августа вы заметили в толпе?)

Великолепных цифровых изображений произведений искусства так много в Google Art Project, Википедии, на сайтах музеев и в других источниках, что на самом деле нет никаких причин фотографировать известные произведения. Сделанная вами фотография никогда не будет столь же хороша, как доступные в интернете. Необходимость сделать собственноручную фотку -- является чисто эгоистичной. Что еще более важно, эта иллюзорная необходимость лишает вас единственного шанса встретиться с шедевром по-настоящему лицом к лицу.

Если у вас есть привычка фотографировать, чтобы легче вспоминалось (так же вы делаете с новым интересным вином или рекомендованной книгой), то просто запишите -- ну ладно, сфотографируйте этикетку к картине. Когда вы вернетесь домой, поиск этого предмета в интернете напомнит вам о вашем путешествии и поможет найти похожие работы или художников, что вы никогда бы не смогли сделать, физически находясь в самом музее.

Правило №2:
все дело в деталях

Хотя я считаю, что фотографировать произведения искусства -- не надо, в пару очень заметных исключений я верю. Думайте о музейной фотографии как о поджанре фотографии художественной. Зрители очень часто видят красоту или смысл именно что в целостности произведения искусства, поэтому будьте другим, бросьте себе вызов - найдите красоту и смысл в деталях. А потом используйте свое фото, чтобы поделиться этим открытием.

Винсент Ван Гог - один из моих любимых художников. Мне нравится дикое движение его мазков и невероятное использование смелых дополнительных цветов, которые, кажется, сцепляются друг с другом по всему холсту. Я могу часами смотреть его каталоги, но репродукции в них физически не отражают его картин.

На сайте Музея Метрополитен есть изображение с большой детализацией «Пшеничных полей с кипарисами» Винсента Ван Гога. К сожалению, снятое прямо не отражает толщину мазков. (Фото: Музей Мет)
На сайте Музея Метрополитен есть изображение с большой детализацией «Пшеничных полей с кипарисами» Винсента Ван Гога. К сожалению, снятое прямо не отражает толщину мазков. (Фото: Музей Мет)

Ван Гог наносил краску на свои полотна, создавая на поверхности толстые слои, известные как импасто. Стоя перед одной из его картин, я представляю, как Ван Гог лихорадочно работает, беря огромные мазки краски со своей палитры, скользя по холсту и даже смешивая краски прямо на его поверхности. Но я представляю это только тогда, когда вижу саму краску, ощущаю ее толщину. Поэтому, если могу, то фотографирую красоту картин Ван Гога, пытаясь запечатлеть его технику. Вот так я могу "унести домой" мои впечатления от созерцания этой картины.

Теперь посмотрите на тот же фрагмент «Пшеничного поля с кипарисами», снятый не фронтально, а под углом. Вы действительно сможете увидеть, насколько густо наносится краска, и даже можете представить Ван Гога за работой. (Фото: Daydream Tourist)
Теперь посмотрите на тот же фрагмент «Пшеничного поля с кипарисами», снятый не фронтально, а под углом. Вы действительно сможете увидеть, насколько густо наносится краска, и даже можете представить Ван Гога за работой. (Фото: Daydream Tourist)

Я часто восхищаюсь мастерством и техникой, поэтому я ищу такие детали, когда смотрю на произведение искусства. Возможно, вас поразит что-то еще. Есть ли в углу фигура, которая очаровывает? Есть ли интересная симметрия или форма? Если картину кадрировать, то что произойдет с её восприятием?

Если фотография поможет запечатлеть, задокументировать ваш опыт или ваше открытие от данного произведением искусства -- тогда снимок стоит делать.

Правило №3:
ощутите контекст, или Как повесить Мане

Роскошные шелковые обои со старинными узорами обогащают ощущения от этой картины 18-го века в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, округ Колумбия.
Роскошные шелковые обои со старинными узорами обогащают ощущения от этой картины 18-го века в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, округ Колумбия.

Кураторы приложили немало усилий для выбора и развески произведений, а также для создания пространства для показа. Поскольку хорошая музейная среда углубляет ваш опыт, легко позабыть, что это было сделано с вашими глазами нарочно людьми, обустраивавшими музей. Иногда обзор всего выставочного пространства воздействует гораздо сильнее, чем одной работы, и из-за этой совокупности впечатлений их воздействие усиливается.

Деревянные стеновые панели и паркет в Голландских галереях (Художественный музей, Цинциннати): напоминание о том, как эти картины воспринимались в родных для них интерьерах 16 века.
Деревянные стеновые панели и паркет в Голландских галереях (Художественный музей, Цинциннати): напоминание о том, как эти картины воспринимались в родных для них интерьерах 16 века.

Опять же, подумайте об фотографии, как об искусстве. В то время как в пункте №2 вы искали дьявола в мелочах, теперь, наоборот, поищите впечатлений в сопоставлении. Кадрируйте фотографии, чтобы показать контраст и взаимодополняемость работ.

Существует очевидная связь между этими двумя работами в Музее изящных искусств в Чикагском университете, которые были представлены на специальной выставке, посвященной человеческому телу как искусству. Жан Метценже. «Солдат в игре в шахматы» (1916) висит рядом с «X-ray Composite Based on Jean Metzinger’s ‘Soldier at a Game of Chess’» (2014), коллаборацией Адама Швертнера, докторов медицины Стивена Томаса и Брайана Каллендера. Метценже был очарован способностью рентгеновских технологий обнаруживать невидимое, и ему, возможно, понравилась бы эта современная интерпретация его картины.
Существует очевидная связь между этими двумя работами в Музее изящных искусств в Чикагском университете, которые были представлены на специальной выставке, посвященной человеческому телу как искусству. Жан Метценже. «Солдат в игре в шахматы» (1916) висит рядом с «X-ray Composite Based on Jean Metzinger’s ‘Soldier at a Game of Chess’» (2014), коллаборацией Адама Швертнера, докторов медицины Стивена Томаса и Брайана Каллендера. Метценже был очарован способностью рентгеновских технологий обнаруживать невидимое, и ему, возможно, понравилась бы эта современная интерпретация его картины.

Запечатлейте рамы, цвет стен, развеску и освещение, чтобы лучше отразить свои впечатления от визита и просмотра.

Я считаю, что многие музеи сами по себе являются произведениями искусства, поэтому имеет смысл задокументировать и исследовать обдуманную архитектуру галерейного пространства.

Правило №4:
задумайтесь об селфи

Селфи в музеях в основном наводят меня на мысли об отвратительных, самовлюбленных подростках. Не будьте такими. (Фото: Instagram, Jimmacmillan)
Селфи в музеях в основном наводят меня на мысли об отвратительных, самовлюбленных подростках. Не будьте такими. (Фото: Instagram, Jimmacmillan)

Начну с признания, что лично я селфи делать не могу. Я получаюсь на них с таким удивленным выражением, что это лишает смысла эту процедуру. (Прим. shakko: а я могу, и даже тэг в инстаграмме специальный завела!) Но несмотря на мое недоумение и скептицизм, от селфи никуда не деться. уществует растущий Tumblr, посвященный музейным селфи и даже провозглашен «День музейного селфи» (21 января 2015 г.), но возникает вопрос, зачем делать селфи перед произведениями искусства?

 Эта персона действительно получает удовольствие от созерцания произведения искусства путем делания с ним селфи? Реально? (Photo: flickr, Joe Shlabotnik)
Эта персона действительно получает удовольствие от созерцания произведения искусства путем делания с ним селфи? Реально? (Photo: flickr, Joe Shlabotnik)

Вы используете селфи, чтобы задокументировать, что реально побывали там-то? Искусство (и путешествия -- аналогично) -- это не список чек-пойнтов. Это как в правиле №1 у меня тут -- не делайте селфи перед чем-либо лишь потому, что оно знаменито. Фоточка с "Моной Лизой" или Тадж-Махалом просто демонстрирует, что вы там побывали и не передает ни частицы опыта пребывания с данными шедеврами. Что вы думаете о произведении искусства? Что вы испытали перед ним ? Без какого-либо контекста, селфи просто показывает, что вы встали у всех на виду, чтобы сфотографировать себя. И что кому-то пришлось попятиться, отойти от картины, чтобы освободить вам местечко для фотографирования. Это неправильное использование музеев.

Вместо этого думайте о селфи как о своем способе реагировать, создавать или ответить на произведение искусства. Попробуйте что-нибудь креативное - ведь это автопортрет! «Зеркальная комната Бесконечности» Яёи Кусамы (2013; Yayoi Kusama’s “Infinity Mirrored Room”) - это экспериментальное произведение, внутри которого посетитель попадает в, как ему кажется, огромное пространство, созданное исключительно из зеркал и света. Я видела автопортреты в этом месте. Люди там, кажется, созерцают пространство вселенной или ощущают свою уникальность в море звезд.

 Мне нравится, что, сместив себя от центра, автор селфи сосредоточлся на всех итерациях себя в Бесконечности. (Photo: Flickr, Yen L.)
Мне нравится, что, сместив себя от центра, автор селфи сосредоточлся на всех итерациях себя в Бесконечности. (Photo: Flickr, Yen L.)

Подытоживая...

Фотографирование в музее - это запечатление самых красивых, уникальных и особенных элементов вашего визита. Найдите детали, детали и залы, которые вас поразили. Пункты, которые я изложила выше, должны помочь сосредоточиться на опыте восприятия искусства и позволять окружающим получить собственный опыт.

Музейная фотография - это средство для сохранения этого опыта или для передачи этого опыта другим. Но это опыт сам по себе!
Поэтому, прежде всего, в музеях искусством наслаждайтесь!

Автор: Christina https://daydreamtourist.com/2015/01/19/museum-photo-rules/

Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене. Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал, у меня всегда столь же весело и жизнерадостно. А еще у меня инстаграмм есть, про красивое искусство.