Продолжаем серию публикаций, посвященных видеоблогингу. Вслед за общими советами начинающим авторам видеоконтента рассказываем об особенностях формата видео и секретах успешного вирусного ролика. Своими соображениями по этому поводу поделился сооснователь проекта «Громкие рыбы» Тимур Исмаев.
«Громкие рыбы» — команда видеографов из Казани, снимающих короткие юмористические ролики, скетчи и клипы. Начинали в 2011 году, как авторы на студенческом телевидении. Сейчас их работы собирают десятки и сотни тысяч просмотров на Youtube, а пародийный рекламный ролик «Чебоксарский трикотаж» отметили Юрий Дудь и Александр Гудков.
Подумайте: точно ли вам нужно снимать видео :)
У видео, по сравнению с другими форматами, самая хорошая «всасываемость» — способность захватывать и удерживать внимание. Но это не значит, что нужно снимать видео по любому поводу. Иногда видео вам не нужно. Вот примеры:
- Недавно «завирусилась» новость о том, что сотрудники ГИБДД остановили беспилотный автомобиль «Яндекса» для проверки документов. Этот инфоповод можно растянуть до видео, но в этом случае картинка с заголовком доносит всю абсурдность ситуации эффективнее.
- Вы сняли рекламу своей кофейни, и ролик набрал миллион просмотров. Нужно ли вам это, учитывая, что охват видео превышает в несколько тысяч раз вместимость заведения, а просмотры идут от людей из других городов и стран, которые к вам никогда не приедут? В итоге у вас есть хороший, но в целом бесполезный ролик.
Видеоблог: за и против
Мне кажется, в 2019 году видеоблоги наподобие канала Ивана Гая с челленджами и анпакингами никому не нужны. Разве что школьникам, у которых много свободного времени. Я не говорю, что такое не может выстрелить, но спросите себя, нужно ли вам внимание этой аудитории.
Youtube перестал быть чисто развлекательной площадкой, сегодня видеоблогинг движется в сторону полезного и познавательного контента. Вы, наверное, заметили, что каналы на Youtube превратились в небольшие СМИ с новостями, интервью и гостями. И не важно о чем канал: о моде, путешествиях или еде. Поэтому сегодня, заводя канал, я бы сразу задумался о пользе контента. Не стоит ждать, что сотни людей придут посмотреть на вас, поэтому предложите им что-то полезное.
Есть, конечно, исключения. Например, канал «Мама отличника». Здесь сошлось все: харизма героини, треш, сериальная подача. Ее контент становится для зрителей guilty pleasure: может, ты молодой и современный, но все равно хочешь посмотреть, как пятидесятилетняя женщина с Кубани переживает развод с мужем. Но вряд ли кто-то сможет повторить этот успех, просто механически скопировав ее приемы.
Секрет виральности и вопрос качества
Люди в интернете делятся либо трешем, либо чем-то, что глубоко соответствует их ценностям. В первом случае качество абсолютно не важно. Зачем снимать смешное падение на навороченную кинокамеру? Во втором — лучше все же озаботиться качеством. К примеру, реклама Nike «Из чего же сделаны наши девчонки?» не получилась бы такой классной и проникновенной, если бы была снята на телефон со штатива. Это тот случай, когда крутая идея и посыл приобретают высокохудожественную форму и сама картинка транслирует нужные эмоции. Такое видео хочется пересматривать раз за разом.
Также есть небольшое правило для съемок видео в комедийном жанре: такие ролики нужно снимать средним планом. Так снимают и ситкомы (посмотрите на «Друзей»), и вайны. Крупный план всегда добавляет драмы и ненужной информации.
Где монтировать
Можно начать с Sony Vegas, а потом перейти на Adobe Premiere. Но я бы посоветовал сразу начать со второй, более профессиональной программы. Разобраться с базой Adobe Premiere можно за один вечер. Главное, сразу же настройте «горячие клавиши» на те монтажные операции, которые вы используете чаще всего. Со временем это сэкономит кучу времени при монтировании.
Как корректировать цвет
Мы используем базовую и узнаваемую технику цветокоррекции — Teal & Orange, когда лицо показано в оранжевых тонах, а фон — в синих. Это можно сделать в любом видеоредакторе, и прием быстро придает изображению эффект профессиональной съемки.
Правильные заголовки и хронометраж
Мы снабжаем видео новостными заголовками («Что на самом деле происходит в офисе РКН?», «Если бы в России не было коррупции?»). Так аудитории сразу понятно, о чем речь, и вы помогаете журналистам. О вирусном видео обязательно напишут медиа (о «Чебоксарском трикотаже» рассказали даже на «России-24»). Ваш заголовок должен помочь журналистам правильно подать вашу работу, чтобы они не ломали голову над тем, о чем ваше видео и как максимально «кликабельно» назвать заметку о нем.
Что касается хронометража, то по нашему опыту Youtube действительно «любит» длинные видео (от десяти минут) больше, чем короткие. Но, опять же, не стоит наращивать хронометраж ради хронометража. Зрители могут посмотреть двухчасовой фильм Дудя, потому что знают, чего от него ждать, но они вряд ли «кликнут» на получасовое видео абсолютно неизвестного автора. Поэтому начинать нужно с более лаконичных форм.
Дистрибьюция для начинающих
Если у вас нет денег на продвижение, не стесняйтесь показывать свое видео важным людям и лидерам мнений. Я, конечно, не люблю, когда в комментариях у нас во «Вконтакте» пишут: «Хэй, посмотрите наше классное видео!», но это работает. Наш ролик «Чебоксарский трикотаж» мы так и продвигали. Это грязная работа, но ее нужно делать. Возможно, без этого у нас не случилось бы «вируса».
Подготовил Алмаз Загрутдинов