27 мая 1941 года немецкий линкор "Бисмарк", вследствие ожесточенного боя, затонул. В результате остались живы только 118 из 220 членов экипажа. Но когда британский эсминец подошел, чтобы выловить уцелевших, среди выживших обнаружился чёрно-белый кот, цепляющийся за плавающую доску.
В течение следующих нескольких месяцев этот кот охотился на крыс и поднимал боевой дух британских моряков, пока торпеда не потопила и этот корабль.
Как ни странно, кот снова оказался непотопляемый. Так его и прозвали "Непотопляемый Сэм". Некоторое время он провёл на берегу в Гибралтаре со спасенным экипажем и после служил корабельным котом ещё на 3 судах, одно из которых также затонуло.
В итоге Сэм отправился на пенсию в Балфорский дом моряков.
Многие считают кошек хорошими мореплавателями и отличными компаньонами, но кошки трудятся с людьми бок о бок тысячи лет, помогая нам также часто, как мы помогаем им.
Так как же эти независимые существа прошли путь от дикого хищника до морского офицера и при диванного мурлыки?
Приручение дикого кота произошло более чем 10 000 лет назад, в начале эпохи неолита в регионе плодородного полумесяца. Люди подчинили природу своей воле, производя гораздо больше пищи за сезон, нежели успевали съесть.
Фермеры эпохи неолита хранили излишки зерна в больших глиняных силосных ямах. Эти запасы еды привлекали полчища грызунов, а также охотника на них, степную кошку, обитавшую в Северной Африке и юго-западной Азии.
Эти дикие кошки были быстрыми, агрессивными, плотоядными хищниками и они были удивительно похожи по размеру и внешнему виду на современных домашних кошек. Основные отличия заключались в том, что древние кошки были более мускулистыми, имели полосатую шубку и были менее приветливыми по отношению к другим кошкам и людям.
Обилие добычи в наполненных грызунами зернохранилищах привлекало этих типично одиночных животных. И, поскольку дикие кошки стерпелись с присутствием людей и других кошек во время трапезы, мы думаем, что фермеры уже сами начали переносить кошек в свои жилища в целях борьбы с вредителями.
Эти отношения были настолько полезными, что кошки эмигрировали с неолитическими фермерами из Анатолий в Европу и Средиземье.
Грызуны были главным бичом всех семи морей. Они ели провизию и грызли верёвки, так что кошки прочно вошли в члены корабельных экипажей.
Примерно в одно и тоже время анатолийские кошки стали моряками,а египетские одомашнились. Благодаря своим непревзойденным навыкам по уничтожению ядовитых змей, ловле птиц, истреблению крыс, домашние кошки заняли важное место в египетской религиозной культуре. Они получили бессмертие в виде фресок, иероглифов, статуй, а также их мумии были найдены вместе со своими хозяевами в гробницах.
Египетские корабельные кошки сплавлялись по Нилу, держа в страхе ядовитых речных змей. С появлением более крупных судов они также начали мигрировать из порта в порт.
Во времена Римской империи корабли, путешествующие между Индией и Египтом послужили причиной появления среднеазиатской дикой кошки.
Спустя столетия, в средние века египетские кошки плавали до Балтийского моря на кораблях викингов. Дикие кошки Ближнего Востока и Северной Африки, вероятно прирученные в то время, продолжали путешествовать по Европе и, в конечном итоге, попали в Австралию и Америку.
Сегодня большинство домашних кошек происходит от ближневосточной или египетской линии. Тщательный генетический анализ, а также анализ рисунков на шерстке современных кошек говорит нам о том, что в отличие от собак, которые в течение столетий подвергались селективному размножению, современные кошки генетически очень близки к своей неолитической родне. Их естественное поведение практически не изменилось, разве что мы сделали их более социальными и послушными.
Другими словами, кошки сегодня практически такие же, каковыми были всегда: дикие животные, свирепые хищники, создания, не видящие в нас своих хозяев.
И, учитывая столь долгую совместную историю, они не могут ошибаться.