Запуск с космодрома Байконур спутника MEV-1 (Mission Extension Vehicle-1) только приоткрыл новую нишу на рынке космических полётов — предоставление услуг по обслуживанию космических аппаратов. На высоких орбитах сотни КА, функционирование которых может (и имеет смысл) быть продлено. Сотни мёртвых КА должны быть отбуксированны на орбиты — могильники.
Пока речь идёт о продление жизненного цикла ранее запущенных КА.
Задача MEV-1
Первая задача, которую решит MEV-1, заключается в продении срока службы спутника S-901 компании Intelsat, которому уже 18 лет, на пять лет путём его буксировки на новую орбиту с новыми параметрами. Эта операция займёт до шести месяцев. После пятилетнего срока MEV-1 сможет и дальше обслуживать S-901 или перейти на обслуживание другого спутника. Преполагается, что топливных ресурсов MEV-1 будет достаточно для обслуживания ещё двух спутников.
Обслуживание S-901 выгодно как Intelsat, так и Northrop Grumman: Northrop Grumman будет получать по 18M USD за каждый год обслуживания S-901. Новый спутник стоил бы Intelsat(у) поряка 300M USD.
Перспективы
Со временем перечень услуг значительно расширится и будет включать практически всё, что обычно подразумевается под тех сервсом: пополнение топливом двигательной установки,замена солнечных батарей, антенн, различных приборов. При этом некоторые структуры смогут быть напечатаны прямо в космосе на 3D принтере сервисного спутника после обследования целевого спутника. Однако это возьмёт до 10 — 20 лет.
На низких орьитах перспективным выглядит аппарат, о котором мы уже писали.