Найти тему
BooK-по_читатель

Кратко о теории литературных родов

Вопрос о разделении литературы на роды стал обсуждаться ещё в V – VI веках до н.э.

Одним из первых, кто заговорил об этом, стал известный древнегреческий философ Платон в своём диалоге "Государство", в котором о литературных родах размышляет Сократ.

Платон. Между 429 и 427 до н. э. — 347 до н. э.
Платон. Между 429 и 427 до н. э. — 347 до н. э.

Сократ, в диалоге Платона, предложил классификацию литературных родов в зависимости от способа ведения речи:

Поэт может говорить от собственного лица, Платон называет такой способ – диегесис (без воспроизведения речи других персонажей).

Также мы можем подражать чужой речи, воссоздавать её – это мимесис (подражание чужой речи).

Третий способ - соединение своей речи с речами персонажей.

Так можно сформулировать его воззрение на лирику, драму и эпос.

Аристотель.  384 год до н. э. — 322 год до н. э.
Аристотель. 384 год до н. э. — 322 год до н. э.

Аристотель выделял три рода в зависимости от отношения субъекта к художественному высказыванию или подражания. Есть три способа подражания:

Рассказывать о событиях как чём-то отдельном от себя. Это будет эпос, в котором автор говорит нам о том, что происходило с другими.

Можно говорить, оставаясь самим собой. Это лирика, лирический субъект всегда говорит о себе.

Можно изображать персонажей так, чтобы они сами говорили от своего имени. Это драма. На сцене мы всегда видим, как нечто от себя отдельное, актёров, которые изображают других. Автор тоже как бы находится вне сцены и не участвует в действии, не рассказывает о нём, герои это делают сами.

Фри́дрих Ви́льгельм Йозеф фон Ше́ллинг. 27 января 1775 — 20 августа 1854.
Фри́дрих Ви́льгельм Йозеф фон Ше́ллинг. 27 января 1775 — 20 августа 1854.

Фридрих Шеллинг рассматривает три рода литературы как тип художественного содержания.

Лирика – субъективный род, ей

разрешаются самые смелые уклонения от обычной последовательности мысли, причём требуется лишь связь в душе поэта или слушателя, а не связь объективного, или внешнего, характера.

Эпос показывает нам историю, сюжет. Эпос объективен:

изображается чистая необходимость.

В отличие от лирика эпик вынужден соблюдать законы логики, развития сюжета, следить за стройностью композиции.

Драма –

синтез всей поэзии.
изображаемое так же объективно, как в эпическом произведении, и все же субъект находится в таком же движении, как в лирическом стихотворении: это именно то изображение, где действие дано не в рассказе, но представлено само и в действительности (субъективное изображается объективным).

Драма возникает из борьбы свободы и необходимости.

Гео́рг Вильге́льм Фри́дрих Ге́гель. 27 августа 1770 — 14 ноября 1831
Гео́рг Вильге́льм Фри́дрих Ге́гель. 27 августа 1770 — 14 ноября 1831

Содержательный подход к разделению литературы на роды также предлагает Гегель, поставивший во главу угла гносеологический принцип, т.е. что мы воспроизводим в тексте.

В эпосе главное содержание – объективная реальность, изображается прежде всего событие, категория реальной жизни:

суть дела свободно раскрывается сама по себе, а поэт отступает на второй план.

Эпос стремится освоить целостность бытия.

В лирике – субъект, его переживания, мысли:

всё субъективное, внутренний мир.

В драме – синтез субъективного и объективного. Драма связывает

оба первых в новую целостность, где нам предстают как объективное развёртывание, так и его истоки в глубинах души индивида…

В отличие от эпоса драма нечто более узкое, она не воспроизводит событие в целостности, но показывает только одну из его сторон, воплощающуюся в действии.

Карл Людвиг Бюлер. 27 мая 1879 — 24 октября 1963.
Карл Людвиг Бюлер. 27 мая 1879 — 24 октября 1963.

Немецкий психолог К. Бюлер связал природа литературного рода с речевыми актами.

Следует выделять три аспекта речевого акта:

1. Сообщение о предмете речи (репрезентация).

2. Выражение эмоций (экспрессия).

3. Обращение говорящего к кому-либо (апелляция).

Эти три аспекта взаимосвязаны и проявляют себя в различных типах высказываний, в том числе и в литературных произведениях.