Эта страшная трагедия произошла более шестидесяти лет назад. В ночь с 28 на 29 октября 1955 года в Севастопольской бухте взорвался и затонул флагман черноморского флота линкор «Новороссийск». При этом на глазах у всего города погибли сотни советских моряков.
События развивались так. В половине второго ночи под корпусом, в носовой части корабля раздался взрыв. Мощность взрыва была огромной. Он пробил насквозь восемь палуб линкора. Оказавшиеся в зоне взрыва моряки (около 150 человек), сразу погибли. В гигантскую пробоину хлынула вода.
На «Новороссийске» сразу объявили боевую тревогу. С соседних кораблей стали прибывать аварийные команды. Быстро вернулись находившиеся в городе офицеры линкора. На корабль прибыло командование Черноморского флота во главе с командующим вице-адмиралом Виктором Пархоменко. Несмотря на самоотверженные действия экипажа и прибывших аварийных команд, взять ситуацию под контроль не удалось – крен линкора «Новороссийск» на левый борт увеличивался, и судно продолжало тонуть.
Предложения об эвакуации личного состава, не задействованного в аварийных работах, неоднократно поступали командующему Пархоменко от его подчиненных. Но он категорически запретил эвакуацию команды корабля. Позже следственной комиссии он доложит: «Я считал, что корабль будет спасен, и не было мысли, что он погибнет».
В 04:14 линкор «Новороссийск» накренился до роковых 20 градусов, повалился влево и лег на борт, накрыв находящихся на палубе моряков своим корпусом. Ошибочное решение Пархоменко стоило жизни сотням людей.
Сразу начались работы по спасению моряков, оказавшихся в отсеках перевернувшегося корабля. Но вызволить удалось немногих - всего лишь девять человек. Когда дно судна прорезали автогеном, воздух вышел, и судно моментально стало погружаться в воду. В 22.00 корабль полностью исчез под водой.
Для выяснения произошедшего была создана правительственная комиссия. Свое заключение комиссия дала через две с половиной недели после катастрофы. Причиной трагедии был назван «внешний подводный взрыв». Наиболее вероятным признали взрыв немецкой магнитной мины, оставшейся на грунте после Великой Отечественной войны.
Но в правильности выводов сомневались даже сами члены комиссии. Ведь было много доказательств, указывающих на диверсию. И, в первую очередь, тень падала на итальянских боевых пловцов – самый мощный подводный спецназ времен Второй мировой войны. Называлось это подразделение 10-ая флотилия МАС. Ее создателем и командиром был князь Юнио Валерио Боргезе (итал. Junio Valerio Borghese) по прозвищу «Черный Принц». Он слыл ярым антикоммунистом и публично поклялся отомстить Советскому Союзу за унижение Италии. На это была веская причина. Ведь прежде чем стать под красный флаг, линкор «Новороссийск» был итальянским кораблем с громким именем «Юлий Цезарь» (итал. «Guilio Cesare»). В 1949 году в счет репараций он был передан Италией Советскому Союзу (таковы законы послевоенного времени), и это событие большинство итальянцев рассматривало как национальное оскорбление и унижение.
Что же касается ответственности, то виновными в гибели огромного количества людей были названы командующий Черноморским флотом вице-адмирал Пархоменко, и.о. командующего эскадрой контр-адмирал Никольский и и.о. командира линкора «Новороссийск» капитан 2 ранга Хуршудов. Наказания были символичны. Хуршудова понизили в звании и отправили в запас, Никольского сняли с должности, а главный виновник, запретивший эвакуацию личного состава с гибнущего корабля, вице-адмирал Пархоменко отделался лишь строгим выговором.
Готовя материал этого очерка, я вдруг вспомнила, что на флоте есть неписаное правило, которое гласит, что капитан (командир) корабля покидает гибнущий корабль последним. После взрыва на тонущий линкор «Новороссийск» прибыло большое количество военных руководителей (командиров). Всего было 7 адмиралов и 28 старших офицеров. В этой трагедии погибло 609 человек. Из них только трое – старшие офицеры. Это те, кто выполнил свой долг до конца, не изменил присяге и этому правилу. Их имена:
- Инженер-капитан 1 ранга Иванов Виктор Михайлович (Начальник Тех.Упр. ЧФ);
- Инженер- капитан 3 ранга Матусевич Ефим Михайлович (Командир дивизиона);
- Подполковник Романов Владимир Николаевич (Начальник лечебного отдела).
Остальные в самый последний и критический момент бросили личный состав и покинули корабль. Невольно вырисовывается страшная картина. В отсеках затонувшего «Новороссийска» обреченные на смерть матросы поют песню «Варяг» (это воспоминания водолазов-спасателей), а в 130 метрах от них, на берегу, нервно курят бросившие их «отцы-командиры».
В Севастополе на Мемориальном братском кладбище советских воинов на Северной стороне установлен памятник, посвященный погибшим морякам линкора «Новороссийск». Перед ним стоит стела, на которой выбиты слова:
«Мужественным морякам линкора «Новороссийск», погибшим при исполнении воинского долга 29 октября 1955 года.
Любовь к Родине и верность военной присяге были для вас сильнее смерти».
На этом прощаюсь, Ваша Раиса Захаровна.
P/S 1. Если Вам мой рассказ понравился – ставьте «палец вверх»;
2. Возможно, Вам будут интересны мои статьи из рубрики «Исторические зарисовки»:
-"Итальянский маэстро диверсий".
- «История сына мясника, ставшего королем Италии».
- «Шикарные королевские ножки».