В прошлых статьях я пытался разобраться, почему Пушкин проиграл дуэль Дантесу, и утверждал, что поэт был не таким опытным дуэлянтом, как пишут пушкиноведы.
Осталось разобраться в последней дуэли (или двух, смотря как их считать).
Лучше всего об исторических событиях рассказывают анекдоты, и к последней дуэли лучше всего подходит этот:
Советские медики не только спасли бы смертельно раненого Пушкина, но и залечили бы до смерти легко раненого Дантеса.
29) 1836 год. Александру доставляют анонимное письмо, в котором утверждается, что жена изменяет ему с французским офицером Жоржем Дантесом. Письмо написано в крайне глумливом и оскорбительном тоне, я не буду приводить его перевод, если хотите, ищите сами. Вот оригинал.
Пушкин вызывает Дантеса. Логики в этом никакой, одни эмоции.
Во-первых, конечно, наказывать надо авторов письма, но попробуй их найди. Подозревают и царя Николая I, и масонов, и гомосексуалистов, и даже Федора Толстого, и ещё много кого.
Есть и обратная сторона, записку могли написать не враги Пушкина, а враги Дантеса или его покровителя Геккерна.
Во-вторых, с 99% -ой уверенностью можно сказать, что никаких оснований для подозрений у Пушкина не было. Единственное, что можно предъявить Дантесу - это то, что он действительно посещал дом Гончаровых, где была и Наталья, но были и две её незамужних сестры.
Дантес, чтобы оправдаться, женится на старшей сестре - Екатерине.
Некоторые критики утверждают, что это притворный брак, мол и Екатерина "страшненькая", и Дантес - голубой, и просто он испугался дуэли.
Это всё довольно субъективно. Дантес был бисексуал, Екатерина, хоть и не была такой ослепительной красавицей, как Наталья (по мне, так просто ей надо было прическу поменять, и художника), совсем не уродка. В итоге у них было 4 детей.
Кстати, ходила ещё легенда, что Пушкин, когда его жена была беременна, ухаживал за третьей сестрой, Александрой. На портрете она тоже не блещет, что скорее говорит о мастерстве художника.
Дантес, конечно, не очень хотел дуэли. По крайней мере не настолько, чтобы ещё из-за одной любовной связи (их и так было немало), рисковать жизнью. Он вообще был не склонен к насилию, у него даже не было своих, пристрелянных дуэльных пистолетов.
С другой стороны, жениться на бесприданнице можно либо от большой любви, либо от страха, либо из очень хитрого расчета.
Известно также, что Дантесу не слишком нравилось в России, он мечтал вернуться в Европу, но Россия была слишком выгодным местом службы, ну прямо как у современных западных менеджеров.
Высланный после дуэли из России Дантес сделал отличную карьеру во Франции и нисколько не жалел, что был выслан.
Хотя постоянно говорил, что Пушкина убивать не хотел, так сложились обстоятельства.
В общем, в первый раз Дантес смог путём брака на сестре Пушкина снять все обвинения и отменить дуэль.
Во всём виновато голубое лобби?
В прошлой статье я писал, что у Пушкина было как минимум два конфликта с гомосексуалистами. Его друг Ф.Н.Глинка утверждал, что это только то, что стало известно, а вообще конфликтов было больше.
Но фамилий и должностей Глинка не называл, что и позволило ему дожить до 80 лет.
Нидерландский посланник барон Геккерн не просто был гомосексуалистом, он был активным вербовщиком и организатором глобальных голубых оргий.
Есть мнения, что и Дантес, который изначально явно предпочитал женщин, был совращён именно Геккерном, и мечтал "соскочить" с этого "крючка". Дуэль с Пушкиным могла быть именно той ценой, которую ему назначили за выход из клуба.
Пушкин разочаровался в масонах,
а масоны разочаровались в Пушкине
То, что Пушкин был масоном, хорошо известно. У него и отец был масоном, и дядя, и друзья поголовно...
Менее известно, что он был очень плохим масоном. Всё же каменщики, хоть они и "вольные", но организованные и дисциплинированные. А у Пушкина с этим было плохо.
Он регулярно выносил тайные моменты из обрядов и ритуалов на страницы своих произведений, полиции было достаточно внимательно читать, о чём пишет Пушкин, чтобы знать, что обсуждается на секретных заседаниях лож. Да и заседания Пушкин пропускал. Я уж не говорю про членские взносы....
В общем, сначала с Пушкиным пытались договориться по-хорошему.
Но потом решили, что он просто не может себя контролировать.
Если вы считаете, что это какая-то надуманная секретность, но вспомните, в 1825 году было Восстание Декабристов.
Часть из них было расстреляно, часть - сослано на каторгу, а все масонские ложи, активно участвовавшие в восстании, запрещены.
Но часть масонов, притворно смирившись, продолжали свою тайную работу, продвигались по карьере, охватывая государственную систему.
А Пушкин многих из них знал...
Впрочем, на этом всё. "Бывших масонов не бывает", но Пушкин по факту был именно "бывшим". Его отстранили и больше не приглашали на тайные встречи еще с 1825 года.
Свидетельств, что масоны как то подстроили дуэль, нет никаких.
Пушкин - самоубийца?
В предыдущей части я писал, что многие исследователи, в частности, П.Милюков, считали:
«Тут проявляется уже ясно особый мотив дуэлянта — Пушкин искал смерти.
Таково было мнение Хомякова о причинах его смерти;
так думал граф Соллогуб, дочь Карамзина (Мещерская);
так же высказался и его враг Геккерен:
«Ему просто жизнь надоела, и он решился на самоубийство».
Грубая форма и враждебный источник этого суждения не должны мешать нашему согласию с ним, тем более, что за несколько дней до смертельного исхода поединка Пушкин высказался в том же смысле старому другу, Евпраксии Вревской, дочери Осиповой.
Он сам сказал ей о своем намерении искать смерти и, когда она пыталась успокаивать, «был непреклонен».
Я считаю, что это самое простое объяснение. Иначе бы Пушкин и Дантес смогли договориться.
О последней дуэли написаны десятки книг, но понятней от этого не становится. После первого примирения со стороны Дантеса, ситуация исправилась лишь на короткое время.
30) Александр продолжает оскорблять француза, более того, жестко оскорбляет его приемного отца. Дантес был вынужден самостоятельно бросить вызов поэту, в той ситуации игнорирование ситуации закрывало ему двери в высшее общество, прекращало всю его службу и просто превращало в изгоя.
Секунданты - предатели?
Есть ещё один тонкий момент: выше на фото, рядом с оскорбительным письмом Пушкину приведены условия дуэли. Они были очень подробными, жесткими и оставляли мизерный шанс на то, что дуэль закончится бескровно или хотя бы ранами, причём с обоих сторон. Составлял условия сотрудник французского посольства виконт д’Аршиак.
О личности д’Аршиака известно немного, но, получается, он внёс решающий вклад в исход дуэли. Он снабдил Дантеса хорошими пристрелянными пистолетами, а стоило ему внести ряд небольших поправок, да просто увеличить дистанцию стрельбы или назначить дуэль ближе к городу, позвать сразу медиков...
С другой стороны, секундант Пушкина, его лицейский товарищ подполковник К. К. Данзас, тоже всё это проигнорировал, и говорил позднее, что смертельной дуэли хотел сам Пушкин.
В общем, подозревать ещё и друга Пушкина...
Подозревать Данзаса заставляет своеобразное "наказание", которое он понёс после дуэли:
- сначала он был приговорён к повешению, с лишением дворянства,
- через два месяца, когда страсти улеглись, был освобожден,
- в 1839 году ему возвращают всё, что отобрали, плюс награждают орденом Святого Станислава 2-й степени. За что?
Если учесть, что род Данзаса, как и род Дантеса исходит из Эльзаса...
В общем, вопросов очень много.
Особо отметим, что Данзас был командиром у Лермонтова, правда погиб поэт, когда был в командировке в другом отряде.
К барьеру!
Во время дуэли Дантес использует достаточно сложный приём, стрельбу в движении.
Обычно всё же дуэлянты стреляли стоя, останавливаясь перед выстрелом. Пушкин быстро сократил дистанцию, поднял пистолет, "свёлся" на вероятную точку остановки Дантеса и расслабленно выжидал.
Если бы Дантес остановился, у Пушкина было бы мгновение для первого уверенного выстрела.
Но Дантес не остановился. Это вполне допустимый, но не слишком частый приём. Кто-то подсказал его Дантесу?
Дантес сблизился и за мгновение до остановки выстрелил с 7 метров
(минимальная дистанция была 6 метров). Позднее Дантес скажет, что целил в бедро. Рана была бы достаточно сильной, противник бы упал и не смог ответить, но не погиб.
Но пуля попадает в кость и уходит в живот. Пушкин падает и роняет пистолет. Строго по правилам, он должен был, если мог, сам подобрать пистолет и выстрелить из него. Вместо этого секундант Пушкина даёт ему новый пистолет.
Нарушение, но Дантес молчит, и его секундант пропускает нарушение.
Пушкин стреляет, попадает, но пуля рикошетит и уходит в сторону.
Споры, от чего срикошетила пуля, от пуговицы или кольчуги под одеждой, велись долго. Есть аргументы и за, и против.
Вроде бы вскройся факт подложенной брони, Дантес был бы навеки опозорен. А с другой стороны, мертвому то зачем честь?
Зачем кровопускание при потере крови?
Дальше тоже много непонятного. Достаточно просто сказать, что к тому моменту, когда к Пушкину, наконец, попал врач, он (этот же врач), уже успел осмотреть, перебинтовать и дать наставления легко раненному Дантесу и вернуться домой. А тяжело раненный Пушкин лежал всё это время без медицинской помощи.
Далее, врачи явно говорят Пушкину, что его рана смертельна. Честно, но вот правильно ли? Пушкин начинает готовиться к уходу, пишет прощальные письма.
У Пушкина большая кровопотеря, а в качестве лечения ему прописывают ... пиявок!
С другой стороны, современные врачи признают, что рана была настолько серьезной, что даже в нынешнее время, используя современный арсенал, антибиотики, переливание крови и т.д. не факт, что Пушкина бы спасли.
Но рана - случайность, зато есть подозрение, что будь и более легкое ранение, Пушкин бы всё равно был залечен до смерти.
Будем оптимистами
Впрочем, есть версия, в которую, несмотря на всю её фантастичность, хочется верить.
Пушкин договорился с Дантесом и подстроил свою смерть, а сам уехал во Францию, где долго и счастливо жил под именем Александра Дюма!
Основания для этого те же, что и загадки в дуэли Пушкина с Дантесом.
Влиятельные враги, которые подталкивали обоих к дуэли, не отступились бы, пока не добились своего.
А так и тот, и другой оказались в явном выигрыше.
Пушкина хоронили в закрытом гробу, и мёртвым его видели только близкие друзья, с которыми он мог сговориться и уехать во Францию...
Но это уже совсем другая история.