«Мозг — это своего рода машина предсказаний», — говорит ведущий автор исследования Яир Дор-Зидерман. Когда он видит определенные закономерности, то запоминает их, чтобы в будущем предугадывать возможные сценарии. Например, если человеку показать один за другим три изображения апельсина, а затем яблоко, мозг издаст сигнал «неожиданности», ведь он уже усвоил схему с апельсинами, и вдруг его удивили.
Исходя из этого свойства, ученые провели ряд тестов с 24 добровольцами. В первом тесте им показывали фотографии разных людей. Каждое фото сопровождалось подписями, связанными со смертью, например, «умер» или «могила».
Во время тестов активность мозга участников измеряли с помощью магнитоэнцефалографии — технологии, позволяющей измерять и визуализировать магнитные поля, возникающие вследствие электрической активности мозга.
Когда добровольцы научились ассоциировать определенные лица на фото со словами смерти, им внезапно показывали другое лицо. Как и предсказывали исследователи, когда появлялся этот неожиданный «сюрприз», мозг участников подавал отчетливый сигнал, свидетельствующий об удивлении.
В следующем тесте участникам, среди уже привычных изображений, показали их собственную фотографию со словами о смерти. В этот момент их мозг никак не реагировал на новый снимок, словно «механизм удивления» внутри сломался.