Совершенно не уверен, что подобный формат будет вам интересен. Серьезно, что нового можно сказать о классике кино? Умные профессора киноведы исписали не один десяток томов с подробнейшими разборами, трактовками и анализом творений фундаментальных лент. Пишу я это, скорее для себя, для того, чтобы зафиксировать момент, когда«это надо знать» превратилось в «как я этого не знал?».
Я не могу похвастаться тысячами просмотренных кинокартин, но что-то я видел. Практически от каждого великого режиссера я посмотрел хотя бы пару картин, и, признаюсь, Бергман долгие годы был у меня в числе тех, кого я смотрел для галочки. Никакой магии, никаких тебе экзистенциальных открытий, ничего. Это было несколько лет назад, и смотрел я тогда «Седьмую печать», «Земляничную поляну» и «Сцены из супружеской жизни».
Уже не помню, как я наткнулся на «Персону», и почему-то именно ей я захотел дать шанс. Точнее дать шанс себе понять Бергмана. Тем более, что сам Ингмар называет «Персону» одну из главных своих работ.
Итак,
👩🏻👱🏼♀️ Персона (1966)
🇸🇪 1:25
🎞
Знаменитая актриса Элизабет (Лив Ульман) замолкает прямо во время спектакля. Она в здравом уме и твердой памяти, никаких заболеваний, если верить анализам у нее нет. Просто в один момент наступило осознание бессмысленности своего существования. Бесконечная усталость от смены масок как на сцене, так и в жизни. Медсестра Альма должна помочь Элизабет выйти из этой фрустрации. Или не должна? И кто она такая эта Альма?
✍🏼
«Персона» начинается с трехминутного психологического теста на стойкость. Бергман будто отсеивает всех тех, кто решил праздно провести время за просмотром его слишком личной драмы. Вот вам на доли секунды показали член, вот пленка застыла в одном положении, создавая эффект будто с кинопроектором что-то не так. Звенящая музыка давит на виски и пропадает столь же резко, как и появляется. Нескладный паренек в очках пытается разглядеть затуманенное лицо. Мы не знаем кто эти люди, и пока нам остается лишь запоминать.
🙌🏼Если кто-то дочитал до этого места, спасибо, значит не зря пишу.
Бергман, не желая тратить время на несущественную для него экспозицию сюжета, банально пересказывает случившееся с Элизабет на сцене путем чтения лечащим врачом ее анамнеза. Он переходит к главному – одной бесконечной сцене диалога (формально говорит только Альма, но это ни разу не монолог) между героинями.
Страшно подумать, что темы, о которых Бергман рассуждал в 66-м, даже сейчас у подавляющего числа российских зрителей отразятся багрянцем на щеках и недоумевающим, осуждающим взглядом.
Диссонанс между «правильными» моральными установками и аморальным поведением практически всегда генерирует разрушение и боль. Поделиться ими – едва ли не единственное лекарство, но кто будет слушать? Кто сможет разделить все твои страхи также сильно как ты?
Бергман, используя нехитрые, но чертовски действенные приемы, заставляет нас каждую секунду сомневаться в реальности происходящего. Квинтэссенцией этих мучительных споров станет потрясающая сцена рассказа Альмы о нежеланном ребенке Элизабет. Она показана нам дважды, одна за другой. Разница лишь в ракурсе – сначала мы смотрим на едва сдерживающую слезы Элизабет, затем – прямо в стальные глаза Альмы.
«Персона» без сомнения фильм вне времени. И я сейчас не о безусловной актуальности и в 2019-м. Сразу после просмотра я начал смотреть его во второй раз. И каждый, казалось бы, безумный и бессмысленный кадр из того самого «теста на прочность» словно пазл выстраивался в единую картину происходящего.
Это удивительный опыт, который невозможно рекомендовать. Этот фильм сам найдет вас, если этому суждено произойти.
Биби Андерссон и Лив Ульман какие-то совершенно неземные
А что интереснее вам? Старье или новье?