Найти в Дзене
История других

Антисемитизм в Российской империи. Революция и ритуальные убийства.

Оглавление

Антисемитизм в XIX веке проявлял себя по-разному. В Германии он был движущей силой для появления нового национального государства. Во Франции он казался пережитком прошлого, но дело Дрейфуса дало понять, что древние антиеврейские представления глубоко засели в умах людей. Сегодня поговорим об антисемитизме в Российской империи, о участии евреев в революционных движениях и о кровавых убийствах христианских детей.

Что такое Российская империя и кто в ней евреи?

Империя во многом отличалась от стран Европы в то время. Начиная с того, что это все еще была монархия, заканчивая тем, что популярные Европейские идеи такие как индустриализация, территориальная экспансия, национализм, хоть и присутствовали в России, но развивались более медленно из-за ее уникального характера.

Жесткая социальная структура была большим препятствием для какого-либо прогресса. Дворяне, имеющие земельные угодия, протестовали против любых изменений, так как боялись потерять свою власть и влияние. Из-за этого вплоть до середины XIX века большинство населения России были крепостными.

Правители в целом поддерживали либеральные реформы, но Наполеоновские войны и распространение революционных идеи привели к более жесткой, антилиберальной позиции.

Российская империя лидировала по количеству проживающих в ней евреев по сравнению с другими странами. Но так было не всегда, а только после раздела Польши в конце XVIII века, когда к России присоединилась восточная часть Речи Посполитой вместе со всеми проживающими там евреями. До этого, со времен Ивана Грозного, им было запрещено даже въезжать в Россию, хотя антиеврейская литература, даже без евреев, прекрасно процветала в Российской империи.

Евреи. Погромы. Революция.

Так что важно понимать, что российское еврейство в первую очередь польское еврейство. И когда евреи начинают жить в России, то традиционный, теоретический антисемитизм сталкивается с реалистическим антисемитизмом этих территорий (о его возникновении здесь).

Начинаются различные ограничения на законодательном уровне. Самый яркий пример - черта оседлости. Евреям было разрешено жить в Российской империи, но только на тех территориях, где они проживали до аннексии. Впервые черта оседлости появилась в 1791 году и существовала до революции 1917, периодически меняя свои границы. Существовали и другие запреты. Например, участие в местном самоуправлении, запрет занимать государственные должности и жить в сельской местности.

Когда в Россию пришли большие реформы 1860-х годов, евреи обрели надежду на то, что скоро ограничения будут сняты. Однако надежды обрушились после убийства Александра II, за которым последовала череда страшных погромов. И дело даже не в самих убийствах и разорениях, хотя и в них тоже, а том что погромы были оправданы государством, которое в них винило самих евреев.

Погром в Кишиневе. 1903 год
Погром в Кишиневе. 1903 год

Спасая свою жизнь, часть евреев присоединилась к сионистскому движению и отправилась в Палестину, другая часть (около двух миллионов) иммигрировала в Соединенные Штаты. Многие из тех, кто остался в России, присоединились к революционному движению в надежде улучшить условия жизни граждан.

Возросшее число евреев среди революционного движения привело к повсеместному возрастанию уровня антисемитизма (который и так был на высочайшем уровне), так как контрреволюционные силы видели в евреях опасность, которая способна дестабилизировать государство. Создается ряд антисемитских текстов. Самый яркий пример из которых - "Протоколы сионских мудрецов".

Возобновляется насилие. Двумя самыми печальными проявлениями этого насилия считаются погромы 1903 г. в Кишиневе и серия погромов 1905-1907 гг., последовавших после революции 1905 года.

Евреи как ритуальные убийцы. Дело Бейлиса.

Кульминация антисемитизма в Российской империи настала с судебным разбирательством по делу Бейлиса.

Киевский еврей Мендель Бейлис был обвинен в кровавом убийстве христианского ребенка из ритуальных соображений. Мифы о таких ритуальных обрядах существовали еще со средних веков, об этом мы говорили здесь, но в это первый случай реального обвинения. Был сенсационный судебный процесс, который освещался всеми крупнейшими изданиями, в том числе "The New York Times".

Газета «Двуглавый орёл», 11.03.1912 г.: «Христиане, берегите своих детей!!! 17-го марта начинается жидовский пейсах»
Газета «Двуглавый орёл», 11.03.1912 г.: «Христиане, берегите своих детей!!! 17-го марта начинается жидовский пейсах»

Вся Россия тогда, подобно Франции во время дела Дрейфуса, разделилась на два лагеря. Правая пресса очень прямо говорила, что евреи правда совершают этот ритуал, и Бейлис виновен. С другой стороны большое количество литераторов выступали против этого обвинения, например, Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский, Александр Блок, Максим Горький и др.

В итоге Мендель Бейлис был оправдан, но в решении суда четко было сказано о возможности того, что убийство было совершено религиозной сектой евреев. Так, несмотря на то, что Бейлис был признан невиновным, участие евреев к кровавых ритуалах государством никак не отрицалось.

Таким образом, антисемитизм в Российской империи существовал на всех уровнях общества. Низшими слоями населения устраивались погромы, а высшие слои их покрывали. У евреев было два пути: уехать из страны или уйти в революционные движения. Рост числа\ евреев-революционеров привел к росту антисемитизма и новым погромам, а также к разнообразным мифам и клевете, которые поддерживалась на государственном уровне.