Гдядя на это белое облако парусов барка "Крузенштерн" не каждый может себе представить ту паутину всевозможных снастей, которая скрывается за этой красотой. А мы давайте заглянем.
Я побывал на нём, когда он заходил в Севастополь, правда, денёк был серенький, так что фото вышли не очень красочные.
Понятно, что к ознакомлению с парусным судном надо хорошо подготовиться:
Заход был приурочен к очередной исторической дате, посвящённой обороне Севастополя. На борту вывешено полотно, иллюстрирующее эти события. Как же не повыпендриваться на его фоне? Радует хоть то, что даже наши девицы знают - к пустой голове руку не прикладывают:
Барк вообще-то построен ещё в 1925-26 годах, корпус клёпаный
Я не стану показывать фото бесчисленных посетителей, снимающих друг друга и всё, на что упадет взгляд. Мое же внимание привлекли вот эти два деятеля, увлечённых картами, но отнюдь не морскими. Чем же ещё им заняться на паруснике?
За ними видны аккуратно свёрнутые ходовые концы различных снастей, а это кофель-планка целиком:
Кстати, вот фото с другого судна. Как думаете, почему одни кофель-нагели - вот эти штыри, вставляемые в гнёзда кофель-планки - металлические, а другие деревянные?
А представьте-ка себе работу со снастями в ночное время, да ещё в старые времена, когда палубного освещения не было. Вот и крепили за более холодные на ощупь металлические нагели скажем, гитовы, а за деревянные - гордени. Чем они отличаются, хотя и на одну букву г начинаются, я уже описывал в статье об устройстве паруса, ниже дам для желающих разобраться ссылку на неё.
Но если вернуться к началу этой статьи, то вот что скрывается за белыми парусами:
И ведь большая часть этой паутины, называемой бегучим такелажем во время нахождения судна в море постоянно то выбирается (подтягивается), то травится и делается это руками матросов. А усилия таковы, что одному или паре человек с ними не справиться.
Я вот подумал и не припомнил никакой другой человеческой работы, где надо было бы постянно тянуть канаты, разве что рыбаки, когда выбирали сети, так опять это связано с морем.
Меж тем, перетягивание каната с 1900 по 1920 годы входило в программу Олимпийских игр, а чемпионаты мира, не говоря уж о континентальных, проводятся до сих пор под эгидой Международной федерации перетягивания каната, существующей с 1960 года.
Но и неорганизованные спортсмены занимались этим увлекательным занятием во все времена и при любых обстоятельствах. Даже невзирая на высокие каблуки:
Кстати, последняя в команде дама обнесла конец каната вокруг корпуса, мы ещё поговорим об этом, но видно, каблуки всё же подвели :)
Если вернуться на палубу судна, то наибольшего усилия можно было добиться при работе рывками, а чтобы рывок происходил одновременно, исполнялись специальные песни, шанти. Запевала задавал ритм, исполняя более длинный или более короткий куплет, а во время ещё более короткого припева все и совершали этот рывок. Впрочем, знаменитые "15 человек на сундук мертвеца" с её чётким однообразным припевом всё же считают более поздней стилизацией.
Но перетягивание каната отличается от палубной работы, хотя бы тем, что противник в отличие от паруса тоже сопротивляется рывками. Это если грамотный противник, конечно. Тут важна даже расстановка членов команды. При настоящих соревнованиях она состоит из восьми человек, а сами команды разделяются по весовым категориям, при этом учитывается общий вес спортсменов.
При любительских же состязаниях на это никто не смотрит, но всё же надо понимать основные принципы. Главный - ноги и спина всегда создадут более мощное усилие, чем руки. Нам ещё в училище на спорткафедре объясняли - руки должны быть выпрямлены и только удерживать канат, всё решают ноги и спина. Вот так тянут те, кто знает в этом толк:
Песен тут не поют, но ритм всё же задаётся командами капитана. У нас это было знаменитое "иии-РАЗ!" Самый крупный и тяжёлый становился последним и оборачивал талию концом каната. Он служил как бы якорем всей команды, к тому же при таких условиях, как бы не был силён противник, выдернуть канат из ваших рук он уже не сможет. Команде остаётся только ритмично и с полной отдачей сил делать маленькие шажки назад. Короткое отступление - по спортивным правилам канат вокруг талии оборачивать запрещено. Канат должен пройти вдоль корпуса "якоря", по диагонали через спину и над противоположным плечом сзади вперед. Оставшаяся часть каната должна пройти под подмышкой назад и свободно свисать вниз. Наверно, чтобы кишки из него ненароком не выдавили.
А вот на этом снимке по-моему безошибочно можно сказать, что левые проиграют, хотя и более массивны, чем мужики справа.
А вот такого перетягивания каната я до сегодняшнего дня ни разу не видел Как-то оно на мой взгляд неприлично выглядит :)
Парус - очень непростое устройство
..............................................................................
Полный каталог статей журнала здесь