Найти тему
О куклах с любовью

История кукол бжд: от древности до наших дней. Ч. 1

Проследим эволюцию кукольных шарниров от древности до конца XVIII в.  

Какой бы занимательной ни была общая история кукол (мы рассказывали её в нашей статье Куклы: детские игрушки или увлечение для элиты. История кукол), но история кукол бжд – это совсем другая история. Хотя, как бы странно это ни казалось, началась она тоже довольно давно. 

Кукла бжд Иплхаус JID Кассия
Кукла бжд Иплхаус JID Кассия

Куклы БЖД (от англ. ball jointed doll) – особый вид кукол, невероятно походящих на людей не только внешним видом, но и возможностями движения. Это достигается благодаря шарнирам в виде шариков, которые расположены в местах, где у человека находятся суставы. 

Подвижность тела кукол бжд Жёлтой линии от Latidoll
Подвижность тела кукол бжд Жёлтой линии от Latidoll

Мы разделили всю историю на периоды, и будем двигаться по ним в хронологическом порядке: от времён Древней Греции и Рима к нашим дням.

1.    ДРЕВНИЙ МИР

Самые первые куклы представляли собой цельные фигурки. Шарниры появились у них только в V веке до н.э. И это были самые обычные штырьки.

Кукла из глины, Греция, V в. до н.э.
Кукла из глины, Греция, V в. до н.э.

Шарнирных кукол находят по всей территории, которую занимали государства  Древнего Рима и Древней Греции. 

Кукла из кости, Греция, IV-III в. до н.э.
Кукла из кости, Греция, IV-III в. до н.э.

Сначала шарниры делались только в плечах, но по мере развития ремесла, их научились встраивать и в другие суставы куклы. У первых деревянных шарнирных кукол шарниры рук или ног «связаны» вместе: т.е. руки по отдельности не поднимаются, а только обе вместе.

Терракотовая кукла, Рим, III в. до н.э.
Терракотовая кукла, Рим, III в. до н.э.

Самые совершенные древние куклы умели поднимать руки в плечах, сгибать их в локтях, поднимать ноги в бёдрах  и сгибать в коленях, т.е. у кукол было 8 точек артикуляции. Они могли быть сделаны из слоновой кости, дерева или глины.

Кукла из металла. Греция
Кукла из металла. Греция

Это были именно игровые куклы, не ритуальные. Конечно, позволить себе их могли только дети богатых. Но и богатство не может защитить от смерти. И, к сожалению, мы теперь знаем об этих куклах из-за несчастья их владелиц: шарнирных куколок хоронили вместе с девочками, если те не доживали до возраста невест, чтобы в загробном мире кукла развлекала и утешала.

Кукла из слоновой кости с золотым ожерельем на шее и браслетах на руках и ногах. Лицо и волосы повторяют внешность императрицы Юлии Домны. Найдена в мраморном саркофаге рядом со скелетом девочки в Тиволи. II в. до н.э. Музей Рима
Кукла из слоновой кости с золотым ожерельем на шее и браслетах на руках и ногах. Лицо и волосы повторяют внешность императрицы Юлии Домны. Найдена в мраморном саркофаге рядом со скелетом девочки в Тиволи. II в. до н.э. Музей Рима

2.       От средневековья до XVIII в.

В средние века наступила пауза для кукол. Широко распространившаяся новая религия – христианство – во времена своего становления не поощряла изготовление антропоморфных игрушек, опасаясь идолопоклонничества и колдовства. . И если вспомнить про инквизицию, которая как раз свирепствовала в это время, понятно, почему эти запреты так соблюдались. 

Кукольник за работой. Иллюстрация из Hortus Sanitatis, 1491 г.
Кукольник за работой. Иллюстрация из Hortus Sanitatis, 1491 г.

Свою узду церковь ослабила лишь в позднее  средневековье, превратив своего врага в помощника. Т.к. народ был не обучен грамоте, распространять сюжеты церковного писания легче всего было с помощью картинок или театральных действий. В этих сценках из Ветхого и Нового завета актёрами работали куклы-марионетки. Именно они и двигали эволюцию шарнирных кукол в то время. Марионетки с импровизированных сцен быстро перешли в разряд детских игрушек.

Кукольное представление. Иллюстрация из Speculum doctrinale, Брюгге, XIII в.
Кукольное представление. Иллюстрация из Speculum doctrinale, Брюгге, XIII в.

С эпохи Ренессанса начался расцвет наук, искусств и ремёсел, в которые так же входило и ремесло создания игрушек. Оттачивалось умения мастеров кукольных дел, вводилась специализация. Куклы становились более детальными и искусными. Каждая страна европейская страна выработала свою кукольную традицию. 

Манекен, анатомическая модель человека. Сделана из дерева. Состоит из 55 элементов. Двигаются даже пальцы. Служила для исследований Альбрехта Дюрера в области пропорций человеческой фигуры. Нюрнберг, 1520 г.
Манекен, анатомическая модель человека. Сделана из дерева. Состоит из 55 элементов. Двигаются даже пальцы. Служила для исследований Альбрехта Дюрера в области пропорций человеческой фигуры. Нюрнберг, 1520 г.

В этот и последующие периоды, вплоть до XIX века самыми популярными куклами стали французские модные куклы Пандоры, появившиеся с 1700 г. Пандоры делались с пропорциональной женской фигурой и предназначались для демонстрации моделей одежды.

Модная кукла La Poupee de la Rue Saint-Honore, созданная в Париже в 1703 г. 6 копий было разослано самым богатым людям Европы.  Фрагмент страницы из книги Франсуа Теймера «Куклы французского королевского двора».
Модная кукла La Poupee de la Rue Saint-Honore, созданная в Париже в 1703 г. 6 копий было разослано самым богатым людям Европы. Фрагмент страницы из книги Франсуа Теймера «Куклы французского королевского двора».

Такой трёхмерный прообраз журналов мод: куклы, укомплектованные платьями, аксессуарами и даже парфюмерией - выписывались из Парижа и рассылались во все концы Европы. И именно они, находясь на пике популярности, продвигали шарниры к дальнейшему совершенствованию. 

Деревянная кукла в полный рост (175 см). Франция, около 1765 г.
Деревянная кукла в полный рост (175 см). Франция, около 1765 г.

Ранее тело куклы было спрятано под одеждой, поэтому его форма оставляла желать лучшего. Но с взаимодействие с пандорами предполагало многочисленные переодевания. Кроме того, тела кукол должны были повторять женскую фигуру, чтобы модные наряды смотрелись красиво. Это стало катализатором разработки шарниров. 

 Кукла из дерева и папье-маше. Северная Италия, конец XVIII в.
Кукла из дерева и папье-маше. Северная Италия, конец XVIII в.

У первых пандор шарниры были только в руках, но со временем точки артикуляции прибавлялись. И, конечно, моду на создание модных кукол подхватили и остальные страны.

 Деревянная кукла Королева Анна, английская модная кукла. Англия, около 1760 г.
Деревянная кукла Королева Анна, английская модная кукла. Англия, около 1760 г.

Такие же изменения кукольных тел происходили в Японии. В XVIII веке были разработаны т.н. куклы с тройными шарнирами «митсуоре-нингё». Это было сделано так же для удобства переодевания куклы, во время которого дети учились искусству одевания кимоно. Но, несмотря на это, детям в Японии так же не разрешали «играть в кукол», как и в Европе. Куклы считались талисманами и элементом престижа.

Деревянная кукла госё-нингё, высота 91 см. Япония, около 1800 г. Кукла могла стоять и сидеть на коленях
Деревянная кукла госё-нингё, высота 91 см. Япония, около 1800 г. Кукла могла стоять и сидеть на коленях

В бёдрах куклы шариковые шарниры. А комбинация шарниров-штырьков и зубчатых шарниров позволяет кукле сидеть на коленях и устойчиво фиксирует куклу в стоячей позе.

Деревянная кукла госё-нингё. Тело
Деревянная кукла госё-нингё. Тело

Так много материала, что прям глаза разбегаются. Если вам интересно, мы продолжим про историю кукол бжд.

Читайте вторую часть статьи здесь.