Сегодня я предлагаю обсудить вопрос от одного из подписчиков моей группы В Контакте. Как христианство относится к службе в армии по контракту или в офицерском звании? Иными словами, может ли христианин выбрать себе карьеру профессионального военного? Давайте подумаем.
Сразу хочется обратить внимание на формулировку вопроса. Когда мы спрашиваем "как христианство относится к ... ?", то должны быть готовы к тому, что в подавляющем большинстве случаев услышим в ответ: "не относится никак". Одним из популярных заблуждений о христианстве является представление о том, что оно имеет ответы решительно на все вопросы: этические, научные, политические, социальные и любые другие. Однако же это не так. Христианство в целом к этому не стремится (в отличие от некоторых излишне ревностных его представителей), а всего лишь постулирует веру в Иисуса Христа как Господа и Бога.
Другая подобная формулировка может начинаться со слов "может ли христианин ... ?" Она тоже не совсем корректна, потому что предполагает, что в христианстве есть некий список запретов, по которому можно свериться и понять, разрешено ли христианам поступать таким образом. Это заблуждение. Настольная книга христиан (Новый Завет) дает на этот счет следующие два универсальных принципа:
1. "всё мне дозволено, но не всё полезно",
2. "всё мне дозволено, но ничто не должно мной обладать".
Их можно найти в 1 послании Коринфянам 6 главе. Так что христианство не оперирует понятиями "можно/нельзя". Вместо этого оно предлагает человеку почаще задумываться о последствиях своих поступков.
Что ж, вернемся к нашему вопросу. Как оценить военную службу с христианской точки зрения? В Новом Завете мы находим всего лишь пару отрывков на этот счет. Во-первых, Иоанн Креститель, обращаясь к воинам, говорил следующее: "никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем" (Луки 3:14). Никакого намека на то, что им следует сложить оружие и оставить службу, здесь нет. Неоднократно с воинами пересекался и сам Иисус и по крайней мере некоторые из этих встреч были весьма позитивными. Например, в евангелии от Матфея 8:5-13 мы читаем о разговоре Иисуса с сотником, в котором Он отмечает силу и искренность веры военного. В евангелии от Луки 23:47 мы видим еще одного сотника, поверившего в Иисуса как в праведника. А в 10 главе книги Деяний есть история о центурионе италийского полка по имени Корнилий. Что интересно, Библия описывает его с положительной точки зрения даже несмотря на его языческое происхождение. Более того, вышло так, что именно Корнилий со своими домочадцами стал первым язычником, обращенным в христианство (во всяком случае, о которых стало достоверно известно).
Подводя итог, скажу, что ни в одном из вышеперечисленных отрывков я не вижу указания на то, что воинам следует оставить свою работу. Однако из этого рано делать вывод, что и в наши дни все военные занимаются исключительно богоугодным делом. Каждый случай следует рассматривать отдельно. В частности, если человек служит по контракту просто потому, что не хочет работать или ему нравится убивать, то это, конечно, очень странно для верующего человека.
А что вы думаете на этот счет? Может ли христианин быть профессиональным военным?