Здравствуйте, друзья!
Недавно друзья ходили компанией на прогремевшего «Джокера». Но так получилось, что один человек на фильм пойти не смог. А билеты были куплены заранее. В итоге появился один невостребованный билет.
Но только после сеанса возник вопрос: «А можно ли вернуть билет? А до сеанса? А после?». Давайте разберёмся.
Недавно я писал статью на похожую тему: Как вернуть деньги за подарочную карту или сертификат.
Рекомендую почитать.
«Кино — дело коллективное»
В России всё ещё действует Постановление Правительства 1994 года «Об утверждении Правил по киновидеообслуживанию населения». В этом постановлении указан перечень обстоятельств, не зависящих от потребителя, в случае наступления которых кинотеатр обязан вернуть средства.
Кинотеатр обязан сделать возврат в случае отмены сеанса, замены кинофильма или в случае некачественной демонстрации по вине кинотеатра, а также в случае непредоставления информации о возрастных ограничениях на просмотр фильма и отказа зрителя в этом случае от просмотра фильма.
То есть в Постановлении приводятся случаи, когда услуга со стороны кинотеатра оказывается некачественно. В перечисленных случаях кинотеатр обязан вернуть деньги за билет в полном объеме.
Но что делать, если потребителю хочется просто вернуть деньги за билет?
Разделим наш разбор на две части: можно ли вернуть деньги за билет до сеанса и после такового.
До сеанса
В этом случае деньги за билеты, как правило, возвращают. И дело даже не в доброй воле кинотеатров, а в положениях закона.
В статье 32 закона «О защите прав потребителей» говорится, что потребитель вправе в любой момент отказаться от договора оказания услуг. Но в этом случае потребитель обязан возместить исполнителю (кинотеатру) фактически понесенные расходы.
Кинотеатр может оформить неполный возврат средств, зачтя расходы на печать и продажу билета. Политика кинотеатров в этом плане различна.
После сеанса
А здесь ситуация уже противоположная.
Дело в том, что приобретая билет в кинотеатре, вы получаете право воспользоваться соответствующими услугами кинотеатра в строго определенное время и на определенных условиях (в конкретном зале на конкретном месте, с определенным фильмом). Если вы приходите в кинотеатр и предъявляете билет, вы свое право реализовать сможете, а кинотеатр обязан вам предоставить указанные в билете услуги.
Но если вы не воспользовались своим правом, то тут уже кинотеатр вам ничего не должен.
Неосновательного обогащения со стороны кинотеатра при этом не возникает, поскольку вам была предоставлена возможность реализовать свое право на конкретные услуги кинотеатра, но вы сами им не воспользовались.
Однако есть в российской практике единичные случаи, когда после прошедших сеансов кинотеатры возвращали людям деньги за непогашенные билеты. Но это скорее исключение, чем правило.